Правительство пока еще не определилось с формой корпорации развития Восточной Сибири и Дальнего Востока. Сейчас обсуждается вопрос создания этой структуры в форме «дочки» Внешэкономбанка – Фонда развития Дальнего Востока и Байкальского региона. Либо создания отдельной госкорпорации, как того желал ранее министр МЧС Сергей Шойгу.
Мы не знаем, будет ли это госкорпорация либо будут все-таки в рамках существующей уже «дочки» ВЭБа это делать
«Мы не знаем, будет ли это госкорпорация либо будут все-таки в рамках существующей уже «дочки» ВЭБа это делать. Решение состоялось, что мы будем это делать, но в какой форме, идет обсуждение», – рассказал в субботу первый вице-премьер Игорь Шувалов, цитирует «Интерфакс».
По его словам, решение по этому вопросу будет принято в ближайшие недели. Вице-премьер объяснил, что если будет создана новая структура на основе «дочки» ВЭБа, то она должна быть докапитализирована на 2 трлн рублей до 2018–2020 года. К тому же она не будет обладать теми полномочиями, о которых ранее говорил Сергей Шойгу. Но если она будет действовать на территории от границ Красноярского края до Тихого океана, как предлагали инициаторы создания госкорпорации, то будет гораздо большая сумма.
Однако главная проблема – не форма корпорации и ее полномочия, а финансовые ресурсы. «Здесь вопрос не о полномочиях, которые получит госкорпорация, а где мы найдем деньги и в каком объеме, потому что без источников финансирования проектов никакая корпорация ни с какими полномочиями не справится», – сказал Шувалов.
Идея создания отдельной корпорации развития Восточной Сибири и Дальнего Востока была высказана в прошлом году главой МЧС Сергеем Шойгу. Председатель правительства поручил Шойгу заняться больше разработкой конкретных проектов развития этого региона, а не акцентировать свое внимание только лишь на полномочиях будущей корпорации.
По замыслам Шойгу, деятельность новой госкорпорации будет распространяться на территорию «от западных границ Красноярского края до Камчатки, естественно, Курильской гряды, Сахалина».
Предполагается, что корпорация будет наделена исключительными полномочиями и отчитываться будет только перед президентом – региональные власти в ее работу вмешиваться не смогут. Если речь пойдет о создании института на базе Фонда развития Дальнего Востока и Байкальского региона, то полномочия его будут урезаны.
Как говорил ранее в интервью газете «КоммерсантЪ» Сергей Шойгу, реализация планов госкорпорации по развитию Сибири и Дальнего Востока потребует порядка 32 трлн рублей в течение 20 лет.
«Для уставного капитала на три года необходимо каждый год по 150 млрд рублей. Но в целом в течение 20 лет это потребует примерно 32 трлн рублей. При этом большую часть этих средств должны составлять привлеченные инвестиции, причем как российские, так и иностранные. Должен быть и механизм, который позволял бы не облагать налогом то, что ты инвестируешь в дальнейшее развитие производства», – сказал Шойгу.
Однако конкретных проектов пока нет. Известно лишь, что приоритетными направлениями при разработке новой государственной программы социально-экономического развития Дальнего Востока России должны стать транспорт и энергетика, о чем говорил Шувалов в феврале 2012 года.
«При разработке новой государственной программы необходимо в основном сосредоточиться на объектах транспортной и энергетической инфраструктуры. Это базовые вещи для развития экономики региона и привлечения частных инвестиций», – отметил Шувалов, цитирует РИА «Новости».
Шувалов отметил значимость развития для региона железнодорожной инфраструктуры, морских портов, автодорог и аэропортовых комплексов.
«Сегодня существенно возрос грузопоток по железной дороге в порты Дальнего Востока. Так, за восемь лет объем перевалки грузов увеличился более чем в два раза. Таких показателей нет ни в одном другом регионе», – заявил первый вице-премьер.
#{intervieweco}Он отметил, что рост грузопотока требует развития пропускных способностей существующей инфраструктуры, а для этого нужны дополнительные инвестиции.
«Нужны порты на Дальнем Востоке. Тайшет – Междуреченск – участок, где у нас две дороги: Транссиб и БАМ – пересекаются и дальше идут как две независимые дороги. Если мы сделаем два пути, чтобы они шли по всей России, с запада на восток, то сможем серьезно увеличить пропускную способность. Необходимо дальнейшее развитие автомобильного транспорта. Например, трасса Чита – Хабаровск с дальнейшим ее продолжением», – пояснил Шойгу.
Ставка будет сделана на создание новых энергетических мощностей. «Гидропотенциал Сибири сейчас используется на 20%, в то время как в развитых странах этот показатель достигает 80%. Сибири нужны новые мощные экологичные ГЭС. Но и про уголь забывать не нужно. К примеру, Бородинский угольный разрез, который сегодня в состоянии выдавать на-гора примерно 30–31 млн тонн. А добывается около 11 млн», – сказал Шойгу.
Ожидается, что проект программы по развитию Дальнего Востока и Сибири, под которую, собственно, и создается корпорация, должен появиться ближе к лету 2012 года, а начнет она действовать с 2013 года. Сейчас документ находится на согласовании в министерствах.
Однако уже сейчас известно, что против этой программы выступает Минфин. Еще экс-министр финансов Алексей Кудрин предупреждал о том, что создание какой-то дополнительной структуры замедлит развитие региона и неблагоприятно скажется на инвестиционном климате во всей стране.
Также Минфин против того, чтобы у этой территории были особые налоговые преференции.
«У нас есть серьезные концептуальные замечания в части установления налоговых преференций в отношении отдельно взятых территорий. Мы полагаем, что такой подход не соответствует положениям Налогового кодекса. Не поддерживаем пока предложенный вариант редакции», – сказал заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики ведомства Сергей Разгулин.
Отметим, что ранее Шойгу предлагал предоставить такие же налоговые льготы для иностранных инвесторов, которые будут принимать участие в освоении Сибири, как и для резидентов «Сколково»: освобождение от НДС, земельного налога, налога на прибыль и имущество. Шойгу даже предлагал освободить резидентов Сибири от НДПИ, но потом от этой идеи отказались.
Эксперты выступают категорически против создания отдельной корпорации, поскольку фактически речь будет идти о создании модели, приоритетом которой будет лишь использование полезных ископаемых, которыми богата Сибирь. Ведь ГК может получать лицензии на пользование недрами и лесами только лишь по решению правительства без какого-либо конкурса. Причем вне конкурса инвесторы могут получать и земельные участки.
«Судя по всем просочившимся сведениям и утечкам закона, мы видим, что упор делается на полезные ископаемые – добычу угля. Будут созданы концессии, привлечены иностранные инвестиции, а по факту мы столкнемся с вывозом капитала за пределы Дальнего Востока. Изменения никак не коснутся местного населения. Нужны реальные проекты развития. Допустим, создание Дальневосточного космического кластера, реализация энергетических проектов, ведь Сибирь обладает богатым гидроэнергетическим потенциалом. Также не нужно забывать о биоресурсах. Сегодня порядка 70% биоресурсов Дальнего Востока уходит по «серым» схемам в другие страны», – рассказал председатель движения «Развитие» Юрий Крупнов.
Помимо всего прочего, считает эксперт, необходимо инвестировать в человеческий капитал и реализовать программы развития, такие как повышение качества жизни, уровня здравоохранения, образования. «Если мы говорим о программе развития, то в основе ее должен лежать человек. Местное население должно понимать, как изменится его жизнь по мере реализации проектов. Но эти моменты вообще не анонсируются пока», – сказал Крупнов.