«Поступила заявка от А1 на получение кредита, сейчас рассматриваем финансовую модель и денежные потоки», – сообщил заместитель председателя банка Михаил Полубояринов, передает «Интерфакс». A1 входит в «Альфа-групп» Михаила Фридмана.
Этот актив привлекателен для любого инвестора, потому что аэропорт растет очень быстро и имеет высокую рентабельность
Сейчас идет предварительная экспертиза, которая займет одну-две недели, затем будет проведена комплексная экспертиза. «У нас нет срока, комплексная экспертиза занимает не менее трех месяцев», – сказал Полубояринов, добавив, что заявка от А1 поступила месяц назад.
«Сейчас мы видим, что аэропорт нуждается в новых инвестициях, в новом терминале. Есть масса мероприятий, которые надо профинансировать. Для нас это хорошая возможность сделать то же самое, что мы делали в аэропорту Шереметьево (инвестирование в строительство терминала D – прим. ВЗГЛЯД)», – сказал Полубояринов.
В начале этого месяца в СМИ появилась неофициальная информация о том, что речь может идти о совместной покупке Домодедово А1 и ВЭБ на паритетной основе. Решение по этому вопросу должен был принять наблюдательный совет ВЭБ под председательством Путина. Однако пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков сразу опроверг эту информацию, заявив, что речь идет исключительно о «коммерческом вопросе».
Вторым претендентом на Домодедово является группа «Сумма» Зиявудина Магомедова, которая подала в марте заявку на покупку аэропорта в банк Goldman Sachs, выступающий агентом по продаже актива. В январе о возможности покупки аэропорта заявил глава группы «Ренова» Виктор Вексельберг, отметив, что его группа может привлечь к сделке партнеров. Однако заявку на покупку «Ренова» так и не подала.
Сумма предполагаемой сделки не раскрывается. Неофициально говорилось, что A1 и группа «Сумма» предлагают по 3 млрд долларов за 100% акций Домодедово. Владельцы Домодедово, как сообщалось ранее, рассчитывали продать аэропорт за 5 млрд долларов.
Рыночная стоимость аэропорта должна быть не менее 100 млрд рублей (3,4 млрд долларов), а скорее даже больше, говорит газете ВЗГЛЯД директор аналитического департамента УК «Ингосстрах-инвестиции» Евгений Шаго. «Если бы актив разместили на IPO, то он стоил бы 120–130 млрд рублей», – считает он.
В преддверии так и не состоявшегося прошлой весной IPO компания Goldman Sachs оценивала Домодедово в 3,5–7,5 млрд долларов, Citibank – в 4,2–5,3 млрд долларов, JP Morgan – в 4,6–5,2 млрд долларов.
«Смена собственника никак не отразится на развитии аэропорта Домодедово. Этот актив привлекателен для любого инвестора, потому что аэропорт растет очень быстро и имеет высокую рентабельность», – считает Евгений Шаго.
В рамках процесса подготовки аэропорта к продаже были раскрыты некоторые консолидированные финансовые показатели за 2011 год: выручка 35,77 млрд рублей, EBITDA – 14,95 млрд рублей. Исходя из этих данных, рентабельность у Домодедово просто фантастическая – 42%, считает аналитик ИК «Регион» Алла Юрова. Для сравнения: рентабельность по EBITDA группы Fraport (Франкфурт, Анталия, Лима и два болгарских аэропорта) в 2011 году составила 34%, французской Aeroports de Paris (три аэропорта около Парижа) – 39%, указывает эксперт.
Но инвестпрограмма аэропорта Домодедово в 2011 году была профинансирована лишь на 3,8 млрд рублей вместо запланированных 7,3 млрд рублей. «Актив продается, вероятно, потому, что нынешнему собственнику нужны деньги», – предполагает глава аналитического отдела «Авиапорта» Олег Пантелеев.
«Аэропорт развивался динамично и интенсивно. Но последние планы, которые озвучивал Каменщик (председатель совета директоров Домодедово – прим. ВЗГЛЯД), касались не только развития аэропорта, а создания аэротрополиса, то есть поселения нового типа, в котором вокруг аэропорта аккумулируются бизнес-парки, логистические и индустриальные центры, промышленные территории, торговые центры и другие строения. Возможно, Каменщику и его партнерам стал больше интересен этот проект, чем сам аэропорт», – предполагает еще одну причину продажи Домодедово Пантелеев.
С одной стороны, аэропорт Домодедово – лидер в России по количеству обслуживаемых пассажиров. С другой, сейчас он работает в плотном режиме с точки зрения пропускной способности терминалов, ему нужны инвестиции для расширения терминальных мощностей, говорит Пантелеев. «Наконец, если схема, которую предлагает государство по развитию взлетно-посадочных полос московских аэропортов, будет реализована, то потребуются большие частные инвестиции. Для такой структуры, как «Альфа», это вполне подъемный проект», – указывает Пантелеев.
«Конспираторская версия продажи состоит в том, что для собственников создали не очень комфортные условия ведения бизнеса», – указывает эксперт.
Решение нынешних собственников продать аэропорт с фантастической рентабельностью неожиданно. Буквально в июле прошлого года председатель совета директоров Домодедово Дмитрий Каменщик опровергал слухи о продаже части акций аэропорта. Он аргументировал это тем, что нужды в срочном рефинансировании у компании, которая до 2020 года планирует инвестировать в развитие 108 млрд рублей, нет. Странным является и то, что желающих купить столь привлекательный актив нашлось так мало.
Неофициально участники рынка признаются, что Домодедово, вероятно, неслучайно меняет собственника после того, как власть не смогла выяснить, кто же владеет аэропортом.
После того как в Домодедово произошли теракты, регулирующие органы заинтересовались структурой собственности аэропорта, которая оказалась непрозрачной. В феврале 2011 года началось расследование Генпрокуратуры в отношении аэропорта, которое инициировал президент Дмитрий Медведев, потребовавший найти конечного собственника Домодедово. Однако властям найти его так и не удалось.
В преддверии IPO прошлой весной Домодедово раскрыло, что единственным владельцем холдинговой компании аэропорта – DME Ltd – является председатель совета директоров Домодедово Дмитрий Каменщик.
Однако чуть позже на допросе в качестве свидетеля в рамках уголовного дела о неисполнении требований авиационной безопасности он опроверг эту информацию. По его словам, единого собственника не существует, так как «аэропортовый комплекс состоит из множества юридических лиц, у разных юридических лиц есть различные собственники».