Председатель Совета республики Национального собрания Белоруссии (верхней палаты парламента, его председатель – третье лицо в государстве) Анатолий Рубинов выступил с инициативой скорейшего введения российского рубля на территории республики в качестве единственного платежного средства в Союзном государстве Белоруссии и России.
Это сугубо мнение академика Рубинова, который не имеет ничего общего с экономической теорией. Он физик. Это то же самое, если мы с вами начнем всерьез рассуждать о галактике Гончих псов
Об этом парламентарий написал в главной официальной газете страны «Советская Белоруссия». По его мнению, такая мера решит проблему низкой стоимости белорусского рубля как национальной валюты (это, по его словам, препятствует расширению импорта как средства покупки энергоресурсов и технологического оборудования). «Позволю себе высказать личное мнение: без введения единой валюты эти проблемы не решить. Причем в первую очередь, по моему убеждению, необходимо ввести ее в рамках Союзного государства Беларуси и России, приняв в качестве единой валюты российский рубль. Чем раньше такое решение будет принято, тем быстрее мы сможем развить интеграционные процессы», – уверен Рубинов.
Следующим этапом, уверен он, стал бы переход «к более широкому валютному объединению на просторах ЕврАзЭС». Рубинов полагает, что белорусская экономика никогда не будет в состоянии обеспечить устойчивый профицит внешней торговли как основного условия стабильности нацвалюты, в отличие от сырьевой экономики России. «А чем же определяется курс валюты? Он определяется балансом между экспортной выручкой и затратами валюты на импорт... Если в Беларуси мы продаем по большей части результаты своего труда, то в России значительную часть экспортной выручки обеспечивает продажа природных ископаемых... Поэтому Россия имеет возможность поддерживать у себя сравнительно невысокий курс доллара, который делает весь импорт достаточно доступным для предприятий», – пояснил спикер.
По его мнению, именно из-за отсутствия в Белоруссии собственных углеводородов и высокой импортоемкости экономики национальная валюта лишена долгосрочных перспектив существования. «Вот в чем состоят наши настоящие проблемы, а не в отсутствии демократии и недостатке свободы слова. Эти проблемы имеют фундаментальный характер и могут быть решены только за счет интеграционных процессов», – полагает Рубинов.
По его словам, белорусская сторона готова поступиться частью суверенитета для обеспечения стабильности в экономике. Он подчеркивает историческую значимость введения в Белоруссии российского рубля. «И для белорусов, и для россиян наступил момент истины: либо мы полностью отбрасываем в сторону все прошлые противоречия и узкоэгоистические интересы и переходим от прагматических сиюминутных подходов к решению стратегических задач интеграции, либо все вместе проигрываем в современной мировой гонке», – предупредил спикер верхней палаты.
Мнение Рубинова контрастирует с предыдущими заявлениями президента Белоруссии Александра Лукашенко по поводу перехода на рубль. Ранее Минск отказался от предложенного Россией плана введения единой валюты Союзного государства. После формирования Таможенного союза, ЕЭП и курса на формирование Евразийского союза вопрос о единой валюте актуализировался. В начале этого года Лукашенко назвал введение единой валюты в ЕЭП вопросом долгосрочной перспективы.
«Мы не исключаем, что может быть единая валюта. Но это должна быть новая валюта, как в Европейском союзе, некое «евро», но не тенге, не белорусский рубль, не российский, а что-то в плане единой валюты», – говорил Лукашенко.
#{ussr}В свою очередь посол России в Белоруссии Александр Суриков сообщал, что вопрос введения единой валюты пока не ставится руководством трех стран. «Но если вдруг Беларусь вновь окажется в сложной валютно-финансовой ситуации, как это случилось в 2011 году, то тогда, возможно, предстоит подумать о переходе на общую с Россией валюту», – заявлял посол.
В начале ноября прошлого года Лукашенко заявил, что пока не готов к переходу на единую валюту в рамках ЕЭП, но через две недели в интервью программе «Вести в субботу» с Сергеем Брилевым на телеканале «Россия 1» не исключил, что единой расчетной валютой в Евразийском союзе мог бы стать российский рубль. «Очень настойчиво и, может быть, несколько чрезмерно настойчиво я на этом давно уже настаиваю – давайте перейдем в наших расчетах на национальную валюту, давайте на российский рубль», – сказал Лукашенко, добавив, что у российского рубля «очень много составляющих, чтобы представлять всем интерес».
В середине декабря премьер-министр России Владимир Путин во время общения с россиянами заявил, что Россия, Беларусь и Казахстан могут перейти на единую валюту. «Мы пока до такого уровня интеграции (как у Евросоюза) не добрались, но мы говорим о возможности в будущем, после запуска Единого экономического пространства, перейти и к формированию Евразийского союза. Я думаю, что в какой-то степени в результате переговорного процесса и достижения компромисса мы, конечно, дойдем и до этого. Надеюсь, и до общей валюты, и до согласования макроэкономической политики», – сказал Путин.
В конце января премьер, рассуждая о развитии отношений с Минском, указывал на готовность России идти «на самые глубокие формы кооперации с Белоруссией». При этом он признал, что в экономической области с Белоруссией не удалось договориться до той степени интеграции, до которой бы хотелось. И указал на одну из самых острых проблем в вопросе перехода с Белоруссией на единую валюту, напомнив про неприемлемые условия Минска. «Мы не можем иметь два эмиссионных центра, то есть банка, которые печатают деньги и там, и там», – сказал Путин.
Добавим, бывший вице-премьер и министр финансов России Алексей Кудрин не так давно в своем «Твиттере» выражал мнение, что «России в ближайшие годы не выгоден переход Белоруссии на российский рубль, т. к. риски российского рубля увеличатся». «В Белоруссии около пяти лет импорт превышал экспорт (на 6–9 млрд долларов в некоторые годы). Плавная девальвация (раньше) была бы меньше», – обосновал он свое мнение.
На минувшей неделе Евросоюз ввел в отношении Белоруссии новые санкции и отозвал послов. Лукашенко отреагировал на это словами о том, что «нам необходимо сделать очередные шаги». «Я не хочу сказать, что все будет просто. Но кому-то и с чего-то надо начинать. Думаю, надо начинать с Белоруссии и России, а вот с чего начинать – продвижение более радикальное вперед – вот в этом плане нам надо определиться», – заявил Лукашенко, добавив, что «военно-политические вопросы не могут отставать от экономических».
Руководитель Научно-исследовательского центра Мизеса, экономист Ярослав Романчук уверен, что Рубинов выразил личную точку зрения, которая ни в коем случае не означает, что официальный Минск всерьез согласен переходить на рубль.
«Многие кризисные явления произошли в том числе за счет того, что рекомендовал Рубинов. Рубинов тоже думает уже не столько о том, что бы хорошее сделать для Белоруссии, сколько о том, чтобы спасти свою репутацию или просто перекинуть ответственность, заведомо предлагая действия, которые Лукашенко не примет. Это сугубо мнение академика Рубинова, который не имеет ничего общего с экономической теорией. Он физик. Это то же самое, если мы с вами начнем всерьез рассуждать о галактике Гончих псов», – сказал Романчук газете ВЗГЛЯД.
Эксперт подчеркнул, что действия, предлагаемые Рубиновым, «также, на мой взгляд, опасны для Белоруссии и не решают ни одной проблемы, которые стоят перед ее экономикой».