Покупатели уже готовятся к введению запрета на поставки иранской нефти, сообщил директор IEA Дидье Уссэн. «Мы думаем, это сообщение не повлияет на рынок, потому что Франция и Великобритания уже перестали покупать нефть у Ирана», – сказал он.
Европейские покупатели нефти еще до заявления Ирана о прекращении экспорта нефти сократили закупки
По данным источников в отрасли, европейские покупатели нефти еще до заявления Ирана о прекращении экспорта нефти сократили закупки более чем на треть, или 300 тыс. баррелей в сутки. Так они готовятся к эмбарго на иранские энергоресурсы, которое вступит в силу 1 июля, сообщает Reuters.
Помимо Великобритании и Франции, покупать иранскую нефть перестали Бельгия, Чехия и Нидерланды, а Греция, Испания и Италия сократили закупки, сообщила в понедельник представитель Еврокомиссии Марлен Хольцнер. На прошлой неделе она отметила, что страны ЕС имеют запасы нефти на 120 дней, хотя Евросоюз требует, чтобы запасы составляли не менее 90 дней.
Кроме того, зима подходит к концу, а во втором квартале европейские НПЗ обычно проводят профилактику, добавил Дидье Уссэн. Страны – участницы IEA должны держать запасы нефти на случай перебоев в снабжении, и в прошлом году агентство воспользовалось этими запасами после остановки экспорта из Ливии. По словам главы IEA, агентство готово продолжить эту практику в случае необходимости.
Цена нефти Brent в понедельник превысила 121 доллар за баррель после сообщения Ирана о прекращении экспорта нефти в Великобританию и Францию.
«В пользу краткосрочного роста цен на нефть говорили не только противоречия между Западом и Ираном, но и снижение резервных требований к китайским банкам, ожидания решения греческого вопроса и улучшившиеся ожидания по американской экономике. А прекращение иранских поставок в Европу уже заложено в цену на нефть. Инвесторы опасаются более серьезных проблем, таких как временное перекрытие Ормузского пролива, так что если все ограничится лишь сокращением иранских поставок, то цены неизбежно пойдут вниз, поскольку фундаментально мировая экономика пока не готова к стабильным 120 долларам за баррель», – комментирует аналитик «ТКБ-Капитала» Александра Ковалева.
Напомним, 23 января главы МИД 27 стран ЕС одобрили в Брюсселе эмбарго на поставки нефти из Ирана. Предполагается, что к 1 июля все члены Евросоюза, закупающие нефть у Тегерана, должны будут полностью свернуть импорт из этой страны. Иран тогда сразу отреагировал, пообещав остановить поставки нефти в страны ЕС раньше 1 июля.
В Европе пытаются не делать из этого трагедии, заявляя, что в крайнем случае для обеспечения европейских нужд объем добычи нарастит Саудовская Аравия. Однако бедным европейским странам будет сложнее найти других поставщиков нефти. К примеру, Иран для Греции стал единственным поставщиком нефти, тогда как другие отказались работать со страной, которая находится в сложном финансовом состоянии и не может обеспечить вовремя оплату поставок.
ЕС отсрочил введение санкций на лето как раз для того, чтобы такие страны, как Греция, Испания и Италия, на которые приходится 70% закупок иранской нефти в Европе, смогли найти альтернативных поставщиков энергоресурсов. Помимо ЕС, отказаться от иранской нефти также обещали Австралия и Япония.
«Смена поставщика не будет для европейских стран безболезненной, поскольку цена нефти Саудовской Аравии в среднем немного выше – баррель Arab Light стоил в 2011 году в среднем 107,5 долларов, а иранской Iran Heavy – 106,1 доллара. Италия, Испания и Греция импортируют 23,5 млн тонн иранской нефти, так что потери для этих стран составят около 240 млн долларов», – заявил газете ВЗГЛЯД аналитик «Инвесткафе» Виталий Михальчук.
Он ожидает дальнейшего роста цены на нефть марки Brent до 125 долларов за баррель. «Избыточных мощностей в ОАЭ, Кувейте и Саудовской Аравии достаточно для компенсации Европе иранского экспорта, но планы по увеличению добычи рассчитывались до июля 2012 года. При этом Россия вряд ли сможет воспользоваться этой ситуацией, несмотря на высокую цену на марку Urals. У России нет возможности быстро увеличить объемы нефтедобычи. В 2011 году увеличение добычи нефти по отрасли составило всего 1,2%, российским нефтяным компаниям пока сложно преодолеть стагнацию из-за падения добычи в Западной Сибири», – отметил Виталий Михальчук.
«Для России обмен заявлениями между Ираном и Европой без перехода конфликта в горячую фазу можно назвать наиболее выгодным сценарием, – говорит Александра Ковалева. – Он позволяет держать цены на нефть несколько выше фундаментально обоснованного уровня, создавая дополнительные доходы. Если между Ираном и Европой начнутся военные действия, то краткосрочно цены могут взлететь и выше 200 долларов за баррель. Но это нанесет сильнейший удар по спросу, что приведет в дальнейшем к резкому падению цен по сценарию 2008 года».
Ведущий аналитик департамента аналитики и риск-менеджмента UFS Алексей Козлов считает, что вооруженное противостояние между Ираном и Европой может спровоцировать скачок стоимости Brent до 140–145 долларов за баррель. Такие высокие цены на нефть способны замедлить темпы экономического роста ведущих экономик мира и тем самым затянуть процесс преодоления кризиса.