Экономика

27 декабря 2012, 18:10

Производителям электромобилей обещают налоговые льготы

Фото: 3dnews.ru

Выпуск гибридных и электромобилей может принести облегчение налогового бремени для российских автопроизводителей. Соответствующие поправки в перечень оснований для предоставления льгот предлагает внести Минпромторг. Тем самым он пытается стимулировать развитие технологий производства экологичных автомобилей, тогда как западные страны поощряют их приобретение.

Минпромторг предлагает дополнить перечень оснований для предоставления льгот автопроизводителям и внести в него создание энергоэффективных производств легковых гибридных и электромобилей, а также объектов зарядной инфраструктуры, передает «Интерфакс». Проект соответствующего постановления правительства размещен на сайте ведомства.

Пока себестоимость производства и цена на электромобиль не позволят потребителям получать экономию, спрос на электромобили будет несущественным

«Указанные изменения направлены на стимулирование развития технологий производства автомобилей с гибридными силовыми установками и автомобилей с автономным источником электрического питания, а также на развитие зарядной инфраструктуры для автомобилей с автономным источником электрического питания», – говорится в пояснительной записке к документу.

Индикатором энергоэффективности машин станет расход топлива на 100 км пути. Предлагаемый максимальный расход топлива для гибридов должен составлять не более 4 л/100 км, а для электромобилей  не более 13,5 кВт/ч на 100 км.

Сейчас на получение налоговых льгот автопроизводители могут рассчитывать только при осуществлении инвестиций в производство энергоэффективных легковых машин, работающих на бензине, дизельном и газомоторном топливе.

Для автомобилей, работающих на бензине, расход топлива должен составлять не более 6,54 л/100 км, на дизельном топливе – не более 5,03 л/100 км, на газе  не более 8 л/100 км.

Также льготы могут быть получены на производство автомобилей с водородным двигателем и на создание топливных водородных элементов емкостью более 100 Вт/л.

Крупнейший отечественный автопроизводитель АвтоВАЗ в этом году начал выпускать первый серийный российский электромобиль. Новый продукт получил название El Lada. В августе компания договорилась о поставках 100 электромобилей Ставропольскому краю в ближайшие два года.

Помимо этого разработкой гибридных и электрических автомобилей занимается ОАО «КамАЗ». Первый российский электрический автобус (электробус) завода «НефАЗ» (входит в группу «КамАЗ») в августе 2012 года прошел сертификацию. Электробус разработан и создан специалистами НИИ Комбинированных энергоустановок совместно с «НефАЗом» для нужд Росатома.

Кроме того, «КамАЗ» разработал и изготовил опытный образец пассажирского автобуса с гибридным двигателем. Группа «ГАЗ» также ведет разработки гибридных и электрических автомобилей.

Базовая ставка налога на прибыль составляет 20%. С помощью инвестиционного налогового кредита российские автопроизводители смогут уменьшить платежи по налогу на прибыль с последующей уплатой суммы кредита и процентов. Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на срок от одного года до пяти лет. Проценты на сумму кредита определяются по ставке не менее одной второй и не превышающей три четвертых ставки рефинансирования ЦБ РФ.

По своей правовой природе налоговый кредит действительно является льготой, но своеобразной. «Льгота – это освобождение налогоплательщика от обязанности уплачивать установленный законом налог или сбор в определенном размере. А инвестиционный налоговый кредит не освобождает предприятия от обязанности уплаты налога, но позволяет налогоплательщику не платить налог за определенные периоды в сроки, предусмотренные законодательством», – поясняет адвокат юридической компании «Налоговик» Сергей Литвиненко.

Просто налогоплательщик должен будет заплатить налоги не сейчас, а потом, но с небольшими процентами (не превышающими официальную инфляцию). «То есть предприятие деньги от государства не получает, просто государство некоторое время не требует уплаты причитающихся ему налогов», – добавляет Литвиненко.

Предполагается, что такая форма «кредитования» бизнеса позволит предприятию вкладывать деньги в развитие, но по истечении срока предоставления инвестиционного налогового кредита налоги все-таки должны быть уплачены.

Смутное будущее

Эксперты затрудняются сказать, какой экономический эффект для автопроизводителей могла бы принести такая налоговая льгота. «Эффект можно было бы оценить, если бы было указано, насколько сокращается налоговая ставка, – поясняет аналитик «Инвесткафе» Андрей Шенк. – Однако в целом задача стоит в повышении привлекательности инвестиций в технологии и инфраструктуру».

По его мнению, автопроизводители инициативу Минпромторга, скорее всего, воспримут нейтрально: пока они сосредоточены на проектах по выпуску бензиновых легковых автомобилей, и рынок показывает существенный рост.

«Пока себестоимость производства и цена на электромобиль не позволят потребителям получать экономию, спрос на электромобили будет несущественным», – прогнозирует Шенк.

У электромобилей в России, кроме планов производства, должна быть мощная господдержка, как это делается в Европе», добавляет эксперт компании АКГ «Развитие бизнес-систем» Александр Филимонов.

Для реализации планов о массовом производстве электромобилей потребуются годы и сильное желание руководства страны. «В нашей стране электромобиль станет естественной частью городского пейзажа не раньше, чем через пять–семь лет, при условии, что государство создаст как минимум те же льготы, что и в Европе», – говорит он.

В России пока нет необходимой инфраструктуры для производства электромобилей. Кроме того, пока непонятно, кто станет покупателями подобных машин, соглашается аналитик «Автостата» Азат Тимерханов.

По словам Андрея Шенка, основная задача – это привлечение инвестиций, в частности, в инфраструктуру, поэтому льготы как раз нужны производителю, чтобы ему было проще привлекать средства. Впрочем, возможные варианты по снижением налоговой базы для автолюбителей тоже не стоит сбрасывать со счетов.

Мировой опыт

Если в России налоговыми льготами пытаются стимулировать производство гибридов и электрокаров, то на Западе основной упор делается на стимулирование приобретения таких автомобилей.

С середины 1990-х годов в ряде развитых зарубежных стран на общегосударственном и/или городском уровне была осуществлена так называемая «Зеленая налоговая реформа», в результате которой владельцы гибридных автомобилей получили заметные налоговые льготы.

Например, в Лондоне они освобождены от уплаты годовой пошлины в 2 тыс. фунтов. В Ирландии для легковых гибридов наполовину снижена ставка ежегодного регистрационного сбора, который составляет порядка 2,5 тыс. евро. В Норвегии владельцы гибридов пользуются при их покупке разовой льготной ставкой транспортного налога – около 2 тыс. евро В испанской столице, Мадриде, льготы тоже разовые – совокупно около 2,5 тыс. евро.

В некоторых кантонах Швейцарии автовладельцы гибридов освобождены от ежегодного транспортного налога (около 340 евро).

Правительство Германии в прошлом году одобрило программу «Электромобилестроение», в рамках которой немецкая автопромышленность выделит 12 млрд евро к 2015 году. Кабмин, в свою очередь, даст на нее 1 млрд евро к 2013 году.

Для владельцев электромобилей и транспортных средств с гибридными двигателями правительство запланировало дополнительные налоговые льготы. Их будут освобождать от уплаты транспортного налога на 10 лет, а не на пять лет, как сейчас. Владельцам электромобилей также предполагается выделять бесплатные парковки. Кроме того, им могут разрешить пользоваться полосами, зарезервированными пока что только для общественного транспорта.

По расчетам немецких властей, к 2020 году в Германии будет до 1 млн транспортных средств такого типа.

В ряде штатов США владельцы гибридов платят разовые налоги с транспортных средств по сокращенной ставке или освобождаются от их уплаты вовсе, размер такой льготы доходит до 4,7 тыс. долларов. Разовые льготы распространены и в Японии – экономия там в итоге составляет около 1,2 тыс. евро.

К 2050 году Еврокомиссия предлагает вообще запретить использование в городах ЕС автомобилей с бензиновым двигателем. Стратегия развития транспорта на ближайшие десятилетия там основывается на так называемой «Белой книге по транспорту».

В США в 2008 году доля гибридных автомобилей на авторынке составляла 2,9%. В 2011 году этот показатель снизился до 2,4%, европейский рынок автомобилей-гибридов развит еще слабее. В России доля гибридов от общего числа легковых автомобилей не превышает 1%. В 2010 году в России было продано в общей сложности более трех тысяч гибридов – все они производства западных автоконцернов.

Текст: Наталья Журавлева

Вам может быть интересно

Путин назвал шесть системных задач правительства на 2026 год
Темы дня

Назначение уроженца СССР предрекает «Моссаду» тяжелые времена

Внешняя разведка Израиля («Моссад») получит нового руководителя – им станет уроженец Белорусской ССР Роман Гофман. Почему в Израиле его считают героем, какую роль отводит новому главе разведки политическое руководство Израиля – и почему само это назначение несет «Моссаду» мало хорошего?

Европа ставит ультиматум Китаю и напугана Соединенными Штатами

Европа получила два чувствительных удара одновременно. Первым из них стала публикация новой американской стратегии нацбезопасности, но не менее серьезным – итоги визита французского президента в Китай. И то и другое обнажило целый ряд фундаментальных слабостей современной Европы. Макрон признал, что «сегодня мы находимся меж двух огней, и для нашей промышленности это вопрос жизни и смерти». О чем идет речь?

Датская прокуратура закрыла дела по обвинению россиянки в шпионаже

Кнутов объяснил значение освобождения Новоданиловки

Газовоз «Валера» доставил первую после введения санкций партию СПГ Газпрома в Китай

Новости

Путин назвал шесть системных задач правительства на 2026 год

Президент Владимир Путин на заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам подробно обозначил ключевые направления работы правительства на 2026 год.

Военкор Коц сообщил о значении освобождения Червоного и Новоданиловки

Освобождение Червоного в ДНР и Новоданиловки в Запорожской области создает угрозу для украинского снабжения и расширяет контроль на важнейших подступах к Орехову и Константиновке, сообщил военкор «Комсомольской правды» Александр Коц.

На побережье Японии объявлено предупреждение о цунами после землетрясения

Первая волна цунами высотой 40 сантиметров была зафиксирована на северо-восточном побережье Японии? ожидается подход более высоких волн.

Умер посол России в КНДР Мацегора

Чрезвычайный и полномочный посол России в КНДР Александр Мацегора скончался в возрасте 70 лет, сообщил российский МИД.

Rolls-Royce Power Systems объявила о поставке 300 двигателей для танков Leopard 2

Компания Rolls-Royce Power Systems, являющаяся дочерней структурой британского холдинга Rolls-Royce plc, получила крупный контракт от оборонной фирмы KNDS.

Путин сообщил о росте до миллиона рублей необлагаемых выплат работающим родителям

На заседании Совета по стратегическому развитию и нацпроектам президент России Владимир Путин объявил о введении с 1 января 2026 года увеличенной суммы выплат сотрудникам при рождении ребенка, которые не будут облагаться налогом на доходы физических лиц (НДФЛ) и страховыми взносами.

В Москве представили МРТ-совместимый кардиостимулятор

В Москве стартовала «Российская неделя здравоохранения», одним из главных экспонатов которой стал первый отечественный МРТ-совместимый электростимулятор Apollo MRI, предназначенный для пациентов с тяжелыми формами аритмии.

Аш-Шараа рассказал о контактах оппозиции Сирии с Москвой после падения режима Асада

В документальном фильме телеканала Al Jazeera президент Сирии Ахмед аш-Шараа рассказал, что после того как повстанцы во главе с «Хайят Тахрир аш-Шам» (террористическая организация, запрещена в России) заняли западную часть Алеппо в конце ноября 2024 года, Россия отправила им послание.

Госдума назвала дату рассмотрения закона о православных крестах на гербе России

Государственная дума во вторник даст предварительную оценку поправкам, предлагающим официально внести православные кресты в описание герба Российской Федерации, сообщил председатель Госдумы Вячеслав Володин.

Суд Амстердама арестовал активы оператора «Турецкого потока»

Окружной суд Амстердама наложил арест на имущество и счета оператора газопровода «Турецкий поток» South Stream Transport B.V (принадлежит Газпрому).

Иностранных журналистов пригласили на «Итоги года» с Путиным

В этом году иностранные журналисты вновь получили возможность принять участие в мероприятии «Итоги года с Владимиром Путиным», которое состоится 19 декабря в объединенном формате большой пресс-конференции и прямой линии.

Путин выразил надежду на временный характер повышения НДС

Президент России Владимир Путин выразил надежду, что рост налога на добавленную стоимость до 22% будет введён лишь на ограниченный период для стабилизации экономической ситуации.
Мнения

Владимир Рубцов: Киев экспериментирует с ИИ-национализмом

Под лозунгами очистки от «токсичного контента» и поддержки украиноязычных текстов Киев начал операцию по конструированию националистической языковой реальности, отфильтрованной с помощью нейросетей на базе американских технологий.

Игорь Горбунов: Чили в поисках здравого смысла

Чилийская ситуация показывает, что общество устало выбирать между радужной повесткой, оторванной от бытовой реальности, и коричневой ностальгией по простым силовым решениям.

Сергей Миркин: Донбасс всегда голосовал против Украины

Европейские пропагандисты все еще пытаются сшить Донбасс с Украиной – например, вспоминают итоги референдума 1991 года, на котором жители региона якобы высказались за то, чтобы быть вместе с Украиной. Хотя реальное волеизъявление людей на всем протяжении независимости Украины было прямо противоположным.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов