Минобрнауки предлагает работодателям создать профильные организации по трудоустройству выпускников. Такое мнение высказал замминистра Алексей Климов, выступая во вторник на заседании круглого стола, посвященном модернизации профессионального образования.
Студентов уже на 2-3 курсах необходимо направлять в подобные организации для практики и повышения квалификации
«Министерство готово сотрудничать в этом деле с работодателями. Пока мы размышляем о том, что Минобрнауки может сделать для того, чтобы процесс формирования общественных профессиональных организаций активизировать, но одних наших усилий недостаточно», – отметил Климов.
По его словам, ведомство разрабатывает для проекта нового закона об образовании положения, связанные с общественно-профессиональной сертификацией. «Мы создаем нормативную базу, но необходим и шаг навстречу от работодателей, чтобы встретиться на этой площадке, которую мы своей нормативной базой формируем», – сказал чиновник.
По мнению Климова, студентов уже на 2-3 курсах необходимо направлять в подобные организации для практики и повышения квалификации в выбранной специальности, чтобы, закончив учебное заведение, выпускник становился профессиональным кадром выбранной компании и сразу в нее трудоустраивался.
Замминистра посетовал, что в настоящее время в стране нет достаточного количества организаций, готовых системно заниматься вопросами профориентации выпускников. «Есть очень сильные общественно-профессиональные организации, например, рестораторы, отельеры, также есть позитивный опыт, связанный с информационными технологиями. Но одного или нескольких работодателей недостаточно, чтобы сформировать систему общественно-профессиональной оценки, например, сертификации», – подчеркнул представитель Минобрнауки.
Вопрос работы
«Если говорить о выпускниках самых сильных вузов в Москве и регионах, которые хорошо учат студентов, то проблем с трудоустройством у них нет, – говорит газете ВЗГЛЯД партнер компании FutureToday Екатерина Шуберт. – В России есть серьезные демографические проблемы: количество выпускников вузов уменьшается и будет уменьшаться в ближайшие несколько лет. Поэтому конкуренция за ограниченный ресурс хорошо подготовленных выпускников разных специальностей со стороны работодателей очень высокая».
У выпускников не самых сильных вузов проблем с трудоустройством, конечно, больше, но и они при желании могут найти работу, добавляет Шуберт.
#{image=677458}По ее мнению, и центры карьеры в ведущих вузах, например, МГУ, ВШЭ, МГИМО, ФУ и т.д., активно помогают своим студентам и профориентироваться, и находить хорошую работу. Но пока не все центры карьеры работают хорошо.
«Проблема с трудоустройством выпускников вузов серьезная. Есть исследования, которые показывают, что в 70-80 случаях трудоустройство – это ответственность самого выпускника и его семьи», – говорит газете ВЗГЛЯД директор Института развития образования Высшей школы экономики Ирина Абанкина.
По ее словам, ни вузы, ни работодатели не могут предложить студентам и выпускникам механизмы, которые будут способствовать трудоустройству выпускников. «Чтобы решить проблему трудоустройства после окончания учебы, ребята уже с 3-го курса вынуждены сами искать работу, причем не всегда по специальности, и работают зачастую в ущерб образованию. Потому что, как говорят все рекрутинговые агентства, успешность трудоустройства определяется опытом работы, с нуля не получится получить хорошую работу», – поясняет Абанкина.
«Выпускник, не работавший ни одного дня по профилю, – это совершенно не тот выпускник, который за 4–5 лет учебы успел и пару стажировок пройти, и удаленно выполнить несколько проектов или даже отработать год на последнем курсе. Второму найти работу в разы проще», – соглашается директор по исследованиям HeadHunter Глеб Лебедев.
«Нужны серьезные механизмы, которые бы помогали выпускникам трудоустраиваться. Поэтому такое решение ведомства явно назрело. Надеюсь, эта проблема сдвинется с мертвой точки», – говорит Абанкина.
«Сейчас нет практики подготовки студентов. Они приходят на практику в компанию, и им говорят – посиди в уголке. Работа с перспективой кадрового обновления должна стать составляющей в работе самого бизнеса. Важно, чтобы работодатели были заинтересованы сами, – добавляет она. – Эта инициатива – шаг в верном направлении. Но если работодатели отнесутся к ней как к административной формальной задаче, то эффекта это не даст».
Екатерина Шуберт, напротив, не видит в создании профильных организаций особой необходимости. Она считает, что государство, скорее, должно создавать стимулы для вузов, чтобы те учили студентов более качественно и по более востребованным бизнесом специальностям и программам. Тогда и их выпускники будут востребованы на рынке труда. «Зачем создавать организации, которые будут куда-то трудоустраивать тех, кого в вузе учили «чему-нибудь и как-нибудь»? К счастью, такая работа тоже начата государством, в виде сокращения числа неэффективных вузов, что очень правильно. В эту сторону и надо дальше двигаться», – считает Шуберт.
Впрочем, те же отраслевые общественные профессиональные организации могут и должны задать стандарты профессиональной подготовки, повлиять на стандарты обучения в вузах, на содержание программ, добавляет она.
Директор по исследованиям HeadHunter Глеб Лебедев также считает, что создание работодателями профильных организаций никак не поможет увеличить число выпускников, сумевших трудоустроиться после окончания вуза.
«Работодатели заботятся не о трудоустройстве выпускников, а о закрытии своих собственных вакансий. Это совершенно нормально. О трудоустройстве должен думать сам выпускник. Специальные организации могут помогать ему составить резюме, научить грамотно вести себя на собеседовании, помочь сориентироваться на рынке труда, но искать свою работу человек должен сам», – считает Лебедев.
Эффективность вузов
Проблемой повышения уровня трудоустройства выпускников вузов профильные министерства занялись не сейчас. Практически во всех вузах в России созданы центры по трудоустройству, которые должны были стать связующим звеном между вузом и компаниями, где будет работать выпускник. На начало прошлого года в системе высшего профессионального образования в 342 вузах, подведомственных Минобрнаукии, было создано 337 центров содействия трудоустройству выпускников (для сравнения: в 2005 году таких центров было 245).
Год назад Дмитрий Медведев, будучи президентом РФ, отмечал, что одним из критериев оценки вузов должен стать показатель трудоустройства выпускников и их работы по специальности в течение трех лет. Причем на основании показателей о трудоустройстве выпускников будут приниматься решения об объемах финансирования вуза.
Минобрнауки услышало пожелания руководства страны и будет оценивать вузы по тому, насколько их выпускникам легко найти работу по специальности в течение первых трех лет после окончания учебного заведения. Составление рейтинга эффективности отечественных вузов начнется с 2014 года. Сбором данных будут заниматься отделы по трудоустройству в вузах, Роструд, Росстат, Минобороны, Фонд социального страхования и Пенсионный фонд.
Те учебные заведения, которые окажутся в самом конце рейтинга, получат меньший объем бюджетного финансирования. По данным депутатов Госдумы, сейчас обучение студента обходится государству в 300 тыс. рублей. Годовой курс обучения 350 тыс. студентов-бюджетников – в 105 млрд рублей из бюджета.
Напомним, что российские вузы не вошли в список 200 лучших вузов мира по версии Times Higher Education, опубликованной в октябре этого года. А потом список неэффективных вузов опубликовало и российское Минобрнауки. В их числе оказалось целых 136 вузов и 460 филиалов из 541.