«Я подписал специальный документ – концепцию ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на период с 2014-го по 2017 год и на период до 2020 года», – сообщил Медведев на совещании с вице-премьерами.
Она направлена на создание нормальных человеческих условий жизни на селе, в том числе для молодых семей, специалистов
По его словам, «она направлена на создание нормальных человеческих условий жизни на селе, в том числе для молодых семей, специалистов, которые так востребованы у нас в деревне».
«На решение этих проблем и на решение других, а также на решение других проблем, связанных с обустройством инженерной инфраструктуры, социальных объектов, и была направлена эта программа», – добавил премьер.
По его словам, финансирование из федерального бюджета «довольно приличное на эти годы – 90 млрд рублей, хотя, конечно, без механизма софинансирования этих задач в российской деревне не решить».
Печальное положение
Как говорится в опубликованной концепции, с 2002-го по 2010 год население в селах сократилось на 1,2 млн человек, а доля сельского населения снизилась с 27% до 26%. С 2002 года российское село утратило 2,2 тыс. населенных пунктов. Примерно в четверти сел и деревень живут не более 10 человек.
«Сокращение и измельчение сельских населенных пунктов приводит к обезлюдению и запустению огромных пространств в сельской местности, выбытию из оборота продуктивных земель сельскохозяйственного назначения, что угрожает не только продовольственной, но и геополитической безопасности России», – говорится в концепции.
Уровень благосостояния сельского жилищного фонда в два–три раза ниже городского уровня. Всеми видами благоустройства (водопровод, водоотведение, центральное отопление, горячее водоснабжение, газ) оборудовано только 24% сельского жилищного фонда. Далеко не всем в сельской местности доступны общеобразовательные школы, медицинские и развлекательные услуги.
При этом в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» на развитие социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности в 2003–2011 годах уже было потрачено 266,2 млрд рублей: 48,4 млрд рублей за счет средств федерального бюджета, 104,7 млрд рублей – из региональных бюджетов, почти половина – 113,1 млрд рублей – из внебюджетных источников.
На эти деньги в селах строились новые дома для молодых семей и специалистов, проводились газификация и водоснабжение сел, строились школы и медицинские пункты, а также спортивные объекты. «Однако, несмотря на выделяемые средства, проблемная ситуация в развитии сельских территорий не разрешена», – говорится в документе.
Надо много денег
Неудивительно, что проблемы в сельской местности решить до сих пор не удалось. Как говорится в самой концепции, для кардинального повышения уровня социально-инженерного обустройства села, для достижения высоких городских стандартов жизни («сельская урбанизация») необходимо целых 6413 млрд рублей, в том числе из федерального бюджета 1935,1 млрд рублей, из региональных бюджетов – 3913,5 млрд рублей.
Федеральный бюджет потратит 90 млрд рублей вместо необходимых почти 2 трлн рублей
Однако такие расходы просто неподъемны для государства. Для этого придется просто распродать все крупнейшие российские монополии: Газпром, Роснефть, Сбербанк и РЖД.
Умеренно оптимистический вариант тоже требует слишком много средств: 855 млрд рублей, в том числе 260,9 млрд рублей из федерального бюджета и 386,2 млрд рублей из регионов, говорится в концепции.
Поэтому в итоге в ФЦП принят базовый вариант развития села, который предусматривает вложения на 299,2 млрд рублей в 2014–2020 годах. Федеральный бюджет даст 90,4 млрд рублей, о чем и заявил сегодня Дмитрий Медведев, а региональные – 134,5 млрд рублей. Внебюджетные источники финансирования должны составить 74,3 млрд рублей.
Таким образом, на развитие села в ближайшие восемь лет будет потрачено 300 млрд рублей, что более чем в 20 раз меньше средств, необходимых для того, чтобы в деревне стало жить так же комфортно, как в городе. Федеральный бюджет потратит 90 млрд рублей вместо необходимых почти 2 трлн рублей, то есть также в 20 раз меньше.
Россия не только не может себе позволить объем расходов на кардинальное развитие села, но даже принятый стандартный сценарий может быть не реализован. Помешать реализации этого сценария могут ухудшение внешней ситуации, снижение темпов роста экономики и высокая инфляция, а также бюджетный дефицит и, как следствие, недостаточное бюджетное финансирование программы развития села, говорится в программе.
Поэтапная помощь
ФЦП развития села предусматривает два этапа. На первом (2014–2017 годы) предполагается преодолеть существенные межрегиональные различия в уровне и качестве жизни сельского населения на основе дифференцированной государственной поддержки. За это время агропромышленный комплекс с помощью государства должен адаптироваться к условиям членства в ВТО.
Второй этап реализации программы (2018–2020 годы) предполагает наращивание темпов социального развития села.
В итоге эта программа должна помочь создать комфортные условия жизни в сельской местности: удовлетворить жилищные потребности сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов.
#{image=435121}В частности, молодым людям будут предоставлены социальные выплаты в размере не менее 70% стоимости строительства или приобретения жилья в сельской местности. Остальные 30% стоимости жилья россиянам предлагается оплатить самостоятельно или взять в кредит. Если у молодой семьи, желающей поселиться в деревне, нет собственных денег и банки ей не дают заем, то работодатель вместе с муниципалитетом должны на свои средства профинансировать строительство или приобретение жилья (30%) с правом молодой семьи потом выкупить эту долю.
Таким способом к 2020 году планируется улучшить жилищные условия 75,5 тыс. сельских семей, в том числе 42,1 тыс. молодых семей и молодых специалистов.
Также ставится цель увеличить уровень социально-инженерного обустройства села. Для этого планируется построить новые школы и реконструировать старые. К 2020 году число обучающихся в общеобразовательных учреждениях, находящихся в аварийном состоянии, должно быть сокращено на 22,2 тыс. человек.
Через восемь лет сеть фельдшерско-акушерских пунктов и офисов врачей общей практики будет расширена на 858 штук. Сельских жителей, прежде всего молодежь, будут приучать к занятиям спортом путем расширения сети плоскостных спортивных сооружений на 519,2 тыс. кв. м. Кроме того, планируется увеличить сеть развлекательных объектов на 9,96 тыс. мест.
К концу программы предполагается повысить уровень инженерного обустройства села: газом – до 60,1%, водой – до 61,9%.
К 2020 году комплексной застройкой должно быть охвачено 132 сельских поселения. Комплексная застройка подразумевает создание современной социально-инженерной инфраструктуры для компактного жилищного строительства рядом с объектами агропромышленного производства.
В концепции развития села также предлагается выдавать сельским сообществам гранты для поддержки местных инициатив по улучшению жизни. К 2020 году предполагается поддержать в целом 755 местных инициатив. Гранты будут предоставляться по результатам конкурса.
И, наконец, в России будут проводиться ежегодные всероссийские мероприятия – спортивные соревнования и конкурсы, для того чтобы показать всем достижения в сельской области. Это также должно повысить престижность работы в сельской местности.
Ответственными за реализацию этой программы являются Министерство сельского хозяйства, Министерство культуры и Министерство спорта.
«Строительство дорог, решение социальных проблем, создание рабочих мест – все это необходимые меры, но вот вряд ли для этого хватит 90 млрд рублей. Впрочем, развитие сельских районов зависит не только от федеральных властей, но и от региональных, муниципальных. А в разных регионах ситуация может довольно сильно отличаться. Для того чтобы вкладывались инвесторы, необходимо активное участие государства в плане возведения необходимой инфраструктуры», – считает ведущий эксперт «Инжиниринговой компании «2К» Сергей Воскресенский.
«С точки зрения инвесторов, вложения в сельское хозяйство должны быть привлекательны: в разных странах фермеры и хозяйства взаимодействуют с трейдерами, закупающими их продукцию, и изменяют количество засеиваемых площадей в зависимости от рыночных тенденций», – считает замгендиректора по инвестиционному анализу ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Андрей Верников.
«Что касается создания благоприятных условий жизни на селе, то это не всегда задача государства. Процветающие агропроизводители, например, сами способны произвести ремонт школы. А вот для финансового оздоровления сельскохозяйственных производителей необходимо предоставить им доступ к длинным кредитам», – добавляет Верников. Но есть больной вопрос на селе, который уже сложно решить, – это вопрос землепользования. «Наиболее ценные земли сельхозназначения в черноземных и центральных регионах, в Московской области скупили крупные предприниматели. И решать этот вопрос, по-видимому, уже поздно», – отмечает Воскресенский.