Экономика

25 октября 2012, 13:41

Автоконцерны в Европе увольняют рабочих и закрывают заводы

Фото: Reuters

Углубление финансового кризиса в Европе приводит к тому, что автоконцерны судорожно ищут пути спасения. В ход идут увольнения рабочих, закрытие предприятий, государственные кредиты. Но самый действенный способ – объединение и расширение присутствия на перспективных рынках. Например, российском.

Ford провел встречу с профсоюзами Великобритании в четверг, где объявил о своих планах закрыть завод в английском городе Саутгемптоне, на котором работают около 500 работников, делающих шасси для фургонов Transit. Этот завод уже перешел на работу в одну смену из-за низкого спроса.

Пока Европа не имеет ни средств, ни политической воли противостоять закрытию заводов и сокращению рабочей силы

Подобные заявления вызвали оживленную реакцию со стороны политиков и профсоюзов. Многие из них обеспокоены тем, что давнее табу на сокращение рабочих мест может быть нарушено, поскольку автопром будет вынужден реагировать на обвал цен на автомобили.

Ford Motor заявил, что закроет свой завод в бельгийском городе Генке, где работают 4300 человек. На подобные меры пришлось пойти в прошлом году General Motors и Peugeot, пишет The Financial Times.

Завод в Бельгии, который производит автомобили марок Mondeo, S-Max и Galaxy, переедет в испанскую Валенсию. Это заявление вызвало гневную реакцию со стороны правительства Бельгии. Министр финансов страны Стивен Ванакере заявил, что решение Ford не окончательное. «Мы должны просчитать все ходы, чтобы избежать волны увольнений», – сказал он.

Автопроизводители Peugeot и GM, которые больше других почувствовали спад спроса, объявили о своих планах по ведению четырех совместных проектов. Компании продолжают обсуждать возможность создания совместного предприятия. Это поможет автогигантам сэкономить по 1 млрд долларов ежегодно. Первая совместная модель производителей должна появиться на рынке в 2016 году.

Профсоюзы Opel, который входит в GM, потребовали встречи с руководством. Профсоюзы опасаются, что слияние автомобильных платформ приведет к «гонке на выживание». По их мнению, подобное сотрудничество негативно скажется на зарплатах и условиях работы.

«Пока Европа не имеет ни средств, ни политической воли противостоять закрытию заводов и сокращению рабочей силы. Сокращение спроса в Европе продолжится  еще в течение ближайших пяти лет. Без государственной помощи ситуация может развиваться крайне пессимистично: многим предприятиям европейской автомобильной промышленности грозит закрытие, десятки тысяч рабочих мест будут ликвидированы», – отметил директор по развитию компании «Автолокатор» Глеб Славутский.

Однако на фоне масштабного падения автомобильного рынка Европы немецкие производители чувствуют себя достаточно уверенно благодаря тому, что более глобализованы с производством и продажами, чем французы и итальянцы. Они давно развернули производство в Китае и США. Это позволяет им снижать стоимость продукции за счет большого количества продаж.

«Спасти заводы и рабочие места в Европе можно только с помощью кооперации с другими крупными автоконцернами, которые имеют выход на крупнейшие и быстроразвивающиеся рынки, в частности это Россия, Китай и Индия. В случае Peugeot ситуация довольно сложная, так как доля продаж на территории Европы превышает 50%, а производство практически полностью сконцентрировано во Франции, поэтому, в частности, этот завод может спасти только участие крупного мирового игрока типа GM. Второй вариант – это участие государства в спасении, однако, учитывая правила ВТО и Евросоюза, французское правительство ограничено в возможностях, и, вероятнее всего, дальше госгарантий и кредитов госбанков дело не пойдет», – заявил газете ВЗГЛЯД аналитик «Инвесткафе» Андрей Шенк.

«Проблема еще в том, что, не имея мощностей в Китае и Индии, выйти на их рынки можно только с помощью экспорта, что подразумевает высокие транспортные расходы и снижает конкурентоспособность. Остается Россия, но власти страны также ведут политику стимулирования производства внутри страны, при этом стараясь защитить иностранные инвестиции, вложенные в производство на территории России», – добавил эксперт.

Об углублении кризиса также свидетельствует тот факт, что Peugeot завершила переговоры с правительством Франции по спасению своего финансового подразделения Banque PSA Finance.

Французское правительство предоставит государственные гарантии по новым облигациям банковского подразделения автомобильного концерна на сумму до 7 млрд евро. Это самая масштабная помощь властей страны с 2009 года, когда Peugeot и Citroen получили дешевые госкредиты на 6 млрд евро, сообщает «Интерфакс».

Земля Нижняя Саксония в ФРГ, которая является вторым по величине акционером Volkswagen (VW), уже выступила против господдержки французского автопроизводителя и заявила о намерении направить жалобу в Еврокомиссию.

Peugeot ожидает сокращения продаж автомобилей в Европе на 9% в 2012 году, что станет самым сильным годовым падением за 19 лет. В России авторынок вырастет на 11% в этом году, что станет одним из лучших результатов в мире, прогнозирует Peugeot. В Китае ожидается подъем примерно на 7%, в Латинской Америке – на 5%.

Шведская компания Volvo также сильно пострадала от кризиса. В третьем квартале операционная прибыль производителя снизилась почти в три раза – до 208 млн долларов. В компании невысокую прибыль связали с единовременными издержками и низким спросом, сообщает Reuters. Это вынудило производителя грузовиков пойти на снижение производства. По результатам Volvo ударили миллиардные списания, связанные с реструктуризацией отделения UD Trucks, а также переоценка резервных фондов.

Текст: Вера Козубова

Вам может быть интересно

С Украины возвращены 46 жителей Курской области
Темы дня

Южная Америка и Россия окажутся спасителями Китая

Железная дорога от океана до океана – и сеть морских портов, окутывающая весь мир. Так выглядят грандиозные планы создания Китаем всемирной транспортной инфраструктуры, и часть из них уже реализована. Происходящее имеет значение в том числе для интересов России – особенно в контексте глобального противостояния между Пекином и Вашингтоном.

Мировые СМИ: Путин и «Орешник» не оставили места сомнениям

«Это прямой сигнал и вызов Западу, который поддерживает, финансирует и покровительствует войне на Украине». Так охарактеризовали обращение российского президента Владимира Путина об испытаниях ракеты «Орешник» в иностранной прессе. Между тем граждане западных стран призывают правительства сесть за стол переговоров и извиняются за последние политические решения собственных властей.

Бербок назвала Россию частью европейской семьи

Эксперт оценил способность противодействия западных комплексов ПРО «Орешнику»

В Госдуме оценили вероятность продажи «Северного потока – 2» американцу

Новости

Цискаридзе призвал гостеатры продавать билеты по советским ценам

Билеты в государственные театры должны стать доступнее, как это было в Советском Союзе, когда стоимость самого дорогого билета не превышала трех рублей, заявил народный артист России Николай Цискаридзе.

Украинские диверсанты пытались проникнуть в Запорожскую область как беженцы

Диверсионно-разведывательная группа (ДРГ) с Украины предприняла попытку проникновения в Запорожскую область, маскируясь под беженцев, пишут СМИ.

В Польше заявили о решающей фазе конфликта на Украине

Премьер-министр Польши Дональд Туск заявил о вступлении конфликта на Украине в решающую фазу и предупредил о возможной угрозе глобального конфликта.

Стоимость нефти Brent превысила 75 долларов за баррель

Фьючерсы на нефть марки Brent достигли отметки 75 долларов за баррель, что произошло впервые с 8 ноября, следует из данных торгов.

Лукашенко назвал условие, при котором отключит интернет в Белоруссии

Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что в случае повторения протестов 2020 года в стране отключат интернет, чтобы предотвратить дестабилизацию и вмешательство из-за рубежа.

Минобороны заявило о попадании в цель всех боевых блоков ракеты «Орешник»

Баллистическая ракета средней дальности в безъядерном гиперзвуковом оснащении «Орешник» успешно достигла своей цели в Днепропетровске, сообщило Минобороны.

Солдаты ВСУ назвали причины крупных потерь под Красным Лиманом в ДНР

Солдаты 155-го батальона ВСУ, дислоцированного в районе Красного Лимана, сообщили о значительных потерях из-за отсутствия огневой поддержки, что привело к почти полному уничтожению подразделения.

Кадыров объяснил домыслы Запада о корейцах в ВС России

Один из командиров спецназа «Ахмат» имеет позывной Хохол, а также там есть кореец по имени Дима, сообщил глава Чечни Рамзан Кадыров.

Меркель объяснила решения Германии по Украине в 2014 году

Бывший канцлер ФРГ Ангела Меркель в интервью журналу Spiegel отметила, что поддержка Украины оружием в 2014 году не была бы успешной стратегией для возвращения Донбасса.

Глава СПЧ: Мы не должны маргинализировать детей мигрантов

Глава Совета по правам человека (СПЧ) Валерий Фадеев призвал обеспечить обучение детей мигрантов, которые являются гражданами России, несмотря на то, что они не владеют русским языком.

Бжания сообщил о своем отъезде из Абхазии

Бывший президент Абхазии Аслан Бжания, подавший отставку, заявил, что уехал в Москву и планирует провести там несколько дней.

Выигравшая 100 млн рублей москвичка назвала талисманы для привлечения денег

Жительница Москвы Екатерина П. случайно выиграла 100 млн рублей, покупая мед и лотерейный билет в торговом центре.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?