Экономика

Александр Подчуфаров

«Такого еще не было»

6 сентября 2011, 10:56

Фото: wikipedia.org

В последнее время участились случаи неудачных запусков космических аппаратов. Так, 18 августа случилась авария «Экспресс-АМ4». При выведении головного блока на орбиту было зафиксировано исчезновение сигнала телеметрической информации.

Экспресс-АМ4» надо было страховать, поскольку это очень дорогой и уникальный космический аппарат, предназначенный для определенных целей

Роскосмос официально подтвердил, что в ходе полета орбитального блока в составе разгонного блока и космического аппарата произошел сбой в системе управления «Бриз-М», в результате чего «Экспресс-АМ4» был выведен на нерасчетную орбиту. Фактически самый мощнейший и высококачественный российский спутник превратился в космический мусор.

Это случай был признан страховым, и компания «Ингосстрах» обязалась выплатить 7,5 млрд рублей «Космической связи».

24 августа случилась другая авария. Ракета-носитель «Союз-У» с космическим грузовиком «Прогресс М-12М» стартовала с космодрома Байконур. Во время полета ракеты-носителя на участке работы третьей ступени на 325-й секунде произошло нарушение работы двигательной установки, приведшее к ее аварийному отключению. Обломки космического грузовика, не сгоревшие в плотных слоях атмосферы, предположительно, рухнули в Горном Алтае.  Этот аппарат не был застрахован, и все затраты по возмещению ущерба лягут на плечи Роскосмоса.

О специфике страхования космических рисков газете ВЗГЛЯД рассказал вице-президент страховой компании «Ингосстрах» Александр  Подчуфаров.

ВЗГЛЯД: Какие запуски и коммерческие космические аппараты сегодня страхуются?

Александр Подчуфаров: Вообще, в России все запуски коммерческих космических аппаратов страхуются, только по-разному. Запуски в России осуществляются по программам Роскосмоса, Минобороны и коммерческим проектам. Запуски, которые осуществляются по заказу ФГУП «Космическая связь», все страхуются, поскольку они коммерческие. Предприятие берет банковские кредиты на создание космических аппаратов и в качестве гарантий их возвратности страхует запуски.

Что касается запусков по программе Минобороны, то там страхуется только ответственность перед третьими лицами. Сами космические аппараты, как правило, не страхуются.

ВЗГЛЯД: То есть все затраты на покрытие ущерба от потери космического аппарата несет на себе фактически госбюджет?

А. П.: Совершенно верно. Вот возьмите, скажем, «Прогресс М-12М».  Он не застрахован. Он запускался в рамках пилотируемой программы Роскосмоса. Дело в том, что Роскосмос страхует свои спутники избирательно. До настоящего времени ему не удалось провести через Госдуму закон о страховании объектов космической деятельности. Этот закон, если честно говорить, был заблокирован нашими финансовыми ведомствами в связи с возникновением дополнительной нагрузки на госбюджет. Поэтому такие проекты, как ГЛОНАСС-К, «Электро-Л», «Спектр-Р», страховались не на полную сумму – по принципу насколько хватит денег. Это, конечно, не очень хорошо, но деваться некуда. Сколько Роскосмос смог найти денег, на столько и застраховал.

Вице-президент страховой компании «Ингосстрах» Александр Подчуфаров (фото: из личного архива)

ВЗГЛЯД: То есть если бы был принят закон, то возмещение ущерба ложилось бы на плечи  страховых компаний, а не бюджета.

А. П.: Конечно, в этом случае убытки покрывались бы страховщиками. Но в ряде случаев целесообразнее иметь резерв на земле, потому что появляется возможность оперативно восполнить группировку, потерявшую спутник, или запустить грузовой корабль для своевременной доставки грузов на орбитальную станцию. Даже если бы корабль «Прогресс» был застрахован и страховая компания выплатила бы по нему страховое возмещение, то раньше чем через полтора–два года его невозможно было бы построить. А в это время надо летать, доставлять на орбиту экипажи и грузы, поэтому определенный боезапас на земле в таких ситуациях очень полезен.

К страхованию в данном случае надо подходить дифференцированно и очень взвешенно. Такой подход в Роскосмосе пропагандирует и реализует заместитель руководителя Роскосмоса Виталий  Давыдов. Как только закончит работу межведомственная комиссия по анализу причин гибели «Прогресса М-12М», запуски космических грузовых кораблей возобновятся, так как создан боезапас.

К примеру, «Экспресс-АМ4» надо было страховать, поскольку это очень дорогой и уникальный космический аппарат, предназначенный для определенных целей. На него очень рассчитывали операторы спутниковой связи как в России, так и международные компании, которые планировали развивать цифровое телевидение и начать освоение нового частотного диапазона. Аппарат должен был совершить прорыв в расширении информационных возможностей России но, к сожалению, не вышел на заданную орбиту.

ВЗГЛЯД: Есть ли особенности космического страхования?

А. П.: В космическом страховании одни сплошные особенности. Самая главная особенность заключается в том, что для того чтобы застраховать космический аппарат, необходима очень большая емкость страхового покрытия. Как правило, величина страховых сумм составляет порядка 200–300 млн долларов. Российский рынок такую сумму не выдерживает. Объем российского рынка страхования космических рисков составляет всего 15–20 млн долларов.

ВЗГЛЯД: Это очень маленькая цифра. Получается так, что объем российского рынка в десятки раз меньше, чем страховая  сумма?

А. П.: Совершенно точно. Зато объем международного страхового рынка космических рисков приблизительно 750–800 млн долларов. Все дорогостоящие проекты перестраховываются на международном рынке. Там действуют очень жесткие правила: рынок никогда не возьмет риск до тех пор, пока не будет знать все об объекте. Здесь проводится неимоверно большая работа по презентации объекта. Если вы рынку об аппарате ничего не рассказали, то он либо вообще не будет брать его на страхование, либо поставит ставку 25–30%, от которой вы сами откажетесь.

ВЗГЛЯД: Какова величина ежегодной страховой премии по рискам?

А. П.: По России такой статистики нет – никто ее не собирает. Я могу сказать только по «Ингосстраху». В 2008 году мы собрали страховую премию на уровне 850 млн рублей. В 2009 году  – порядка 400 млн рублей. В 2010 году – 450 млн рублей.

ВЗГЛЯД: А почему такая большая разница?

А. П.: У этого рынка есть своя специфика. Все зависит от количества запусков космических аппаратов – если есть дорогие запуски, значит, будут большие премии. Если нет запусков, то страхуется только орбитальная группировка «Космической связи». В этом году мы уже собрали 1,1 млрд рублей страховой премии.

ВЗГЛЯД: Часто ли страховым компаниям приходится платить страховое возмещение? Есть ли статистика по наступлению страховых случаев?

А. П.: Часто. Мы платим фактически каждый год. Но суммы совершенно разные. В 2008 году мы заплатили 4 млн рублей, в 2009 году – 1,071 млрд, в 2010 году – 112 млн рублей, в этом году нам заявили полную стоимость «Экспресс-АМ4», а это 7,5 млрд рублей.

ВЗГЛЯД: Для вас это был беспрецедентный случай по сумме?

А. П.: Да. Такого еще не было. Самый большой риск, который мы оплачивали, был в размере 84 млн долларов, когда погиб спутник «Купон» в 1998 году.

ВЗГЛЯД: Можно ли сказать, что в России сформирован рынок космического страхования?

А. П.: Он сформирован, и в рамках своей емкости он обслуживает определенные интересы российских компаний. Он справляется со страхованием стартовых комплексов, со страхованием ответственности в полях падения, страхованием испытаний техники на земле. Но что касается ответственности перед третьими лицами по Космической конвенции 1972 года, то  российский рынок с таким страхованием не справляется, поскольку там ответственность оценивается в пределах 150–300 млн долларов. Приходится перестраховывать на западном рынке. Классическим рынком считается лондонский рынок, его емкость на данный момент составляет около 750–800 млн долларов.

Текст: Полина Спелова

Вам может быть интересно

ВСУ обстреляли населенные пункты в Курской и Брянской областях
Темы дня

Брошенные фабрики Bosch и Ariston заработают без западных хозяев

Италия недовольна передачей российских активов Ariston во временное управление «дочке» Газпрома, которая также получила и производственные мощности Bosch. Работа фабрик этих двух концернов в России была приостановлена после начала СВО. Почему же решение передать управление фактически брошенными заводами российской компании вызвало негативную реакцию Рима и как будет действовать Москва с другими простаивающими активами компаний из недружественных стран?

Почему армяне готовы отдать свою землю Азербайджану

В Армении бушуют протесты против процесса делимитации границ и передачи Азербайджану нескольких сел в регионе Тавуш. Однако есть основания полагать, что вскоре они утихнут, а армянское общество смирится с пораженческой логикой Пашиняна. В чем именно состоит эта логика и почему армяне больше не хотят с оружием в руках бороться ни за свою историю, ни за свою родную землю?

Власти Подмосковья предупредили об опасности сбитых БПЛА после схода снега

В США обнаружили погубившую все великие империи проблему

Американские бомбы GLSDB оказались бесполезны на Украине

Новости

В ФРГ дали ответ на призыв Китая к расследованию подрыва «Северных потоков»

Министерство иностранных дел Германии стандартным ответом отреагировало на призыв КНР к скорейшему началу международного расследования под эгидой ООН теракта на газопроводе «Северный поток».

Таджикистан рекомендовал гражданам на время воздержаться от поездок в РФ

Министерство иностранных дел Таджикистана рекомендовало гражданам республики временно воздержаться от поездок в Россию.

ЕС призвал Россию отменить решение по Bosch и Ariston

Европейский союз выступил с требованием к России пересмотреть решение о передаче под временное управление активов ряда немецких и итальянских компаний, об этом говорится в заявлении, распространенном в субботу внешнеполитической службой ЕС.

Скончался народный артист России Василий Решетников

Народный артист России Василий Решетников ушел из жизни на 75-м году после продолжительной болезни.

Уровень безработицы в России в марте обновил исторический минимум

Уровень безработицы в России в марте 2024 года продолжил снижение и достиг исторического минимума в 2,7%, сообщает Росстат.

Шольц: С ракетами Taurus на Украину надо будет отправить немецких военных

Канцлер Германии Олаф Шольц отверг возможность передачи дальнобойных ракет Taurus Киеву, так как в этом случае надо будет отправить на Украину военных бундесвера.

Блогера-самбиста с Украины арестовали за избиения жителей Ростовской области

Суд Ростовской области отправил под стражу 17-летнего подростка, который нападал на прохожих на улицах, сообщает пресс-служба СК РФ по региону.

Священник призвал не заваривать освященные ветки вербы

В преддверии Вербного воскресенья, которое православные христиане отметят 28 апреля, руководитель информационной службы Московской епархии протоиерей Александр Волков разъяснил верующим смысл освящения вербных веток.

На аэродроме Остафьево в Москве подожгли вертолет

Неизвестные лица в ночь на 26 апреля подожгли вертолет на аэродроме Остафьево на юго-западе Москвы, сообщили СМИ со ссылкой на источники в МВД и территориальном отделе полиции.

Арестован бывший подчиненный экс-замглавы Минобороны Иванова

Басманный суд Москвы арестовал бывшего подчиненного экс-заместителя министра обороны России Тимура Иванова, следует из картотеки суда.

Россия готова вернуться к переговорам о поставках Су-35 в Индонезию

Россия готова возобновить переговоры с Индонезией о закупке истребителей Су-35, заявил военный атташе посольства РФ в Индонезии полковник Максим Лукьянов.

В МИД объяснили проверки иностранных граждан на российской границе

Россия ужесточила пограничный контроль в связи с сохранением террористической угрозы, заявила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.
Мнения

Евдокия Шереметьева: На «передке» есть только сейчас

Каждая поездка туда превращает войну из обезличенных сводок о занятых деревнях и количестве попаданий в галерею из маленьких встреч, полных дыхания жизни, более наполненной, чем в любом месте на Земле. Жизнь там настолько острее, что, кажется, за сутки проживаешь недели и даже месяцы. Острее там всё – дружба, благодарность, признательность...

Глеб Простаков: Прекращение транзита газа через Украину на руку России

Война на энергетическом фронте с точки зрения результативности, возможно, не уступает войне на земле. Так же, как и движение войск на карте, она переформатирует геополитическую реальность на европейском континенте и способствует ускорению переформатирования мира.

Тимофей Бордачёв: Иран преподает уроки выживания

Непрестанное состояние борьбы и древняя история выработали у иранской элиты уверенность в том, что любое взаимодействие с внешними партнерами может быть основано только на четком понимании выгоды каждого.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?