Экономика

3 июня 2011, 19:45

Путин и глава РЖД обсудили проблемы отрасли

Фото: ИТАР-ТАСС

Обновить всю железнодорожную сеть России, развить высокоскоростное сообщение и модернизировать техническую базу – такие задачи поставил премьер-министр Владимир Путин в пятницу. РЖД в свою очередь просят у государства компенсаций за невысокие тарифы на грузоперевозки.

В пятницу в Сочи прошло совещание по вопросам железнодорожного транспорта с участием премьер-министра Владимира Путина в рамках VI Международного железнодорожного бизнес-форума «Стратегическое партнерство 1520».

Задачи отрасли

Путин выделил три задачи, которые РЖД вместе с государством должны решить. Необходимо обновить всю железнодорожную сеть страны, развивать высокоскоростное сообщение и модернизировать техническую базу отрасли, считает глава правительства. Только за последние три года из федерального бюджета на это было выделено более 330 млрд рублей, отчитался премьер.

Рынок транзитных перевозок развит, и можно уходить от госрегулирования тарифов на транзитные перевозки

В рамках обновления железнодорожной сети Путин потребовал ликвидировать «узкие» места на ключевых магистралях страны, включая БАМ и Транссиб, а также расширить железнодорожные подходы к важнейшим портам на Дальнем Востоке, северо-западе и на юге страны.

Что касается развития высокоскоростного сообщения, то правительство будет думать, «как ускорить ввод новых объектов и предусмотреть дополнительные маршруты», кроме имеющихся Москва Петербург, Москва Нижний Новгород и Петербург Хельсинки, сказал Путин.

Модернизация технической базы отрасли означает, по его словам, что у России есть «долгосрочный гарантированный спрос на технику», а стратегической целью является обновление парка. Для решения этой задачи правительство рассматривает возможность применения так называемого «сетевого контракта». «Государство берет на себя часть расходов по развитию и модернизации инфраструктуры, а собственник обязуется обеспечить ее бесперебойную и безопасную эксплуатацию», пояснил премьер.

Тарифная политика

Главной темой на совещании стал проблемный вопрос об индексации грузовых тарифов РЖД на следующий год. Справедливые тарифы являются одной из важнейших задач для развития железнодорожного бизнеса, заявил Владимир Путин. Он пообещал, что правительство будет придерживаться «разумного баланса» при регулировании тарифов.

«С одной стороны, железнодорожники должны иметь ресурсы для развития, для ремонта и вообще развития всей инфраструктуры. С другой, уровень цен на перевозки не должен быть чрезмерным и подавлять общую деловую активность в стране», цитирует Путина «Интерфакс».

Чтобы не просить денег у государства, рост тарифов, по подсчетам РЖД, в 2012 году должен составить 23%, в противном случае необходима компенсация выпадающих доходов в размере 147 млрд рублей. Это тот рост тарифов, который может обеспечить минимальную инвестпрограмму и программу капремонта, пояснял Владимир Якунин еще в декабре 2010 года.

Минэкономразвития предлагало увеличить эти тарифы на 7,4%, а Минтранс – на 11,411,6% за счет добавления инвестсоставляющей в 4%. Сами РЖД предлагали индексировать грузовые тарифы на 7,4% с компенсацией 40 млрд рублей в виде субсидий. Еще 40 млрд рублей монополия готова была привлечь самостоятельно.

Однако в апреле Путин потребовал от профильных ведомств в течение 1,5 месяцев уточнить параметры тарифов на услуги естественных монополий на ближайшие три года таким образом, чтобы они не превышали уровня запланированной инфляции. На 2012 год это в пределах 56%.

Источник в монополии говорил, что при индексации грузового тарифа в 2012 году на уровне инфляции компании дополнительно к 40 млрд рублей госсубсидий (при индексации на 7,4%) потребуется еще 15 млрд рублей, передавало РИА «Новости».

Оценки Минтранса оказались ниже. Как заявил в пятницу министр транспорта Игорь Левитин, если в 2012 году индексация грузовых тарифов будет на уровне инфляции на 56%, как ранее того просил Владимир Путин, то РЖД потребуется возместить выпадающие доходы в размере 4546 млрд рублей (а не 55 млрд рублей).

Если в 2012 году индексация грузовых тарифов будет на уровне инфляции на 5-6%, как ранее того просил Владимир Путин, то РЖД потребуется возместить выпадающие доходы в размере 45-46 млрд рублей

Впрочем, вопрос о возмещении этих средств пока не решен. По словам Левитина, помимо выделения субсидий из федерального бюджета, эта сумма может быть компенсирована также за счет чистой прибыли РЖД (в 2011 году этот показатель по РСБУ прогнозируется на уровне 10 млрд рублей) и продажи активов.

Приватизация РЖД

Глава РЖД затронул также тему приватизации самой монополии. По плану правительства в 20132015 годах РЖД должны продать 25% минус одна акция. Как заявил в пятницу Якунин, на первом этапе отдавать блокпакет РЖД не собирается. По его словам, лучше начинать с продажи небольшого пакета в 1015% стратегическому инвестору после 2013 года.

Минтранс поддержал позицию РЖД.  Следует ли продать этот пакет на рынке или стратегическому инвестору, в ведомстве пока не решили, говорит Левитин.

Продажа этого пакета «была бы интересна для госкомпании с точки зрения инвестиционных ресурсов и прихода частных компаний в управление такой инфраструктуры, как РЖД», считает Левитин. Для этого, добавил министр транспорта, придется менять законодательство, поскольку в настоящее время приватизировать инфраструктурные компании нельзя.

Для малого и среднего бизнеса

Глава РЖД высказал свою обеспокоенность проблемами малого и среднего бизнеса в сфере железнодорожных грузоперевозок, предложив правительству рассмотреть вопрос о помощи им.

По словам Якунина, на данный момент около 80% грузоперевозок по железной дороге осуществляют семь крупнейших компаний. Для большинства грузоотправителей из числа среднего и малого бизнеса «повагонные» отправки вне маршрутных поездов слишком дороги. «Повагонные» поставки во всем мире вдвое дороже маршрутных, уточнил Якунин.

Чтобы сделать такие поставки более доступными для малого и среднего бизнеса, глава РЖД предлагает два варианта. Либо бизнесу помогают регионы в виде дотаций, либо надо сформировать отдельную группу вагонов для таких грузоперевозок. Якунин рекомендует склониться к экономическому механизму помощи дотировать железнодорожные перевозки малому и среднему бизнесу, тогда как второй вариант считает отходом от принципов реформы ж/д транспорта.

Отмена госрегулирования

Владимир Якунин пожаловался на то, что на сквозных маршрутах в направлении Европа Азия перевозчик испытывает серьезную конкуренцию, как с автомобилистами, так и с морским транспортом. Поэтому он предлагает правительству рассмотреть вопрос об уходе от государственного регулирования транзитных тарифов. «Рынок транзитных перевозок развит, и можно уходить от госрегулирования тарифов на транзитные перевозки», цитирует главу монополии РИА «Новости». «Надеюсь, что решение будет принято», добавил глава РЖД, обращаясь к председателю правительства.

Якунин также предлагает создать логистического оператора для сквозных транзитных перевозок грузов через Россию. На данный момент, по его словам, транзитные перевозки контейнеров через российские порты практически не ведутся, однако можно было бы создать «сквозной» продукт для транспортировки таких грузов. По мнению Якунина, это было бы выгодно как российской стороне, так и зарубежным партнерам-грузоотправителям.

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

Экспертиза выяснила детали теракта на Крымском мосту в 2022 году
Темы дня

Украинская коррупция ускорила отступление ВСУ

Российские войска продолжают успешное продвижение в ДНР на нескольких участках фронта. Западные СМИ объясняют этот успех развалом украинских инженерных войск, из-за чего ВСУ приходится отступать на неподготовленные позиции. Так ли это на самом деле и как в нынешних условиях противник намерен выстраивать оборону в регионе?

«Путь в Европу» стал для Прибалтики «дорогой в никуда»

В Латвии сбежали со своих постов руководители госпредприятия, строящего железнодорожную магистраль Rail Baltica. Это очередное доказательство того, что амбициозный проект ЕС близок к краху. Среди причин этого не только прибалтийская коррупция: в США на самом деле не верят, что Россия готовится атаковать Литву, Латвию или Эстонию.

Венедиктов рассказал о новом проекте Чубайса в Израиле

Киев призвал к «наступательной украинизации» страны

Телеведущая Елена Ханга назвала размер своей пенсии

Новости

Эксперт: Запад переоценивает влияние релокантов на российскую экономику

Люди, возвращающиеся в Россию, в большинстве своем удаленно работали на отечественные компании. Таким образом, плоды их труда и так были включены в показатели ВВП страны. В реальности же влияние релокантов на развитие экономики РФ более скромное, чем представляют себе западные СМИ, сказал экономист Андрей Любич. Ранее издание Bloomberg сообщило о росте ВВП России из-за возвращения уехавших граждан.

В Турции опровергли передачу С-400 третьим странам

Турецкая сторона не планирует передавать кому-либо закупленные у российской комплексы С-400, заявил турецкий министр обороны Яшар Гюлер.

Газпром назвал сумму чистого убытка в 2023 году

Чистый убыток ПАО «Газпром» по итогам 2023 года составил 629 млрд рублей, что в два раза больше, чем убыток в 319,4 млрд рублей годом ранее.

Уехавшим из России иноагентам предложили купить часть Монголии

Журналистка Анастасия Казанцева (признана иноагентом в РФ) предложила покинувшим Россию иноагентам создать «альтернативное государство», которое могло бы располагаться на территории Монголии, так как у нее «свободной земли много».

На Землю обрушилась третья по силе в 2024 году магнитная буря

Третья по силе магнитная буря 2024 года обрушилась на Землю, что может привести к появлению полярных сияний на широтах Москвы и Санкт-Петербурга. Об этом сообщают ученые из лаборатории солнечной астрономии Института космических исследований (ИКИ) и Института солнечно-земной физики (ИСЗФ).

Демонстранты устроили транспортный коллапс в Тбилиси

Демонстранты с криками «Нет русскому закону!» в четверг блокировали одну из центральных транспортных развязок Тбилиси – площадь Героев, требуя отозвать яро критикуемый Западом закон «О прозрачности иностранного влияния», передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.

TikTok возобновил работу в России

Социальная сеть TikTok вновь стала доступна для пользователей в России, сообщили СМИ.

Bild: Путин заставил немецкие танки прогнуться

Путин заставил немецкие танки прогнуться, об этом пишет немецкая газета Bild, рассказывая об открывшейся в Парке Победы в Москве выставке трофейной техники НАТО, захваченной российскими войсками в ходе спецоперации на Украине.

Захарова объяснила отзыв статьи Reuters про Кэмерона и удары ВСУ по России

Официальный представитель МИД России Мария Захарова выразила уверенность, что министр иностранных дел Британии Дэвид Кэмерон действительно сказал о праве Вооруженных сил Украины наносить удары по российской территории.

Звание генерал-лейтенанта присвоено замкомандующего группировкой «Восток»

Президент России Владимир Путин присвоил звание генерал-лейтенанта заместителю командующего группировкой войск «Восток» Олегу Лучанскому, указ опубликован на официальном портале правовой информации.

Турция прекратила торговые связи с Израилем

Турция решила приостановить торговые связи с Израилем, сообщили СМИ со ссылкой на турецких чиновников.

Премьер Грузии отказался ехать в Америку

Премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе отклонил приглашение направиться с визитом в США из-за предусловия приглашающей стороны остановить обсуждение законопроекта «О прозрачности иностранного влияния», передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.
Мнения

Игорь Перминов: Почему болгар не любят в Евросоюзе

По числу сторонников России Болгария уступает разве что Сербии. При этом властные структуры, захваченные несколькими партиями евроатлантической направленности, регулярно отмечаются злобными выпадами против Российской Федерации.

Андрей Колесник: Немецкая философия подтверждает русскую правоту

Российская политика является политикой кантианских моральных принципов. В то время как Запад, породивший Канта, эти принципы предал.

Глеб Кузнецов: Поучительная история 1 мая

На 1 мая 1886 года была назначена всеобщая забастовка, которую предлагалось не прекращать, пока правительство не примет восьмичасовой рабочий день. Ответ был прост – рабочих начали бить.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?