Место председателя совета директоров Роснефти, которое долгое время занимал вице-премьер Игорь Сечин, занял вице-президент Российской академии наук (РАН) Александр Некипелов. Его избрание было единогласным в совете директоров.
Формально Сечин уходит, но он говорил, что будет продолжать принимать активное участие в жизни Роснефти, и я думаю, что так и будет
Сечин сам сложил с себя полномочия после того, как в начале апреля вышло поручение президента Дмитрия Медведева о выводе чиновников из составов советов директоров госкомпаний. При этом еще в феврале этого года Сечин вошел в список кандидатов для избрания в качестве представителей РФ в совет директоров Роснефти, подписанный премьер-министром Владимиром Путиным.
Когда Сечин взял самоотвод, его обязанности председателя совета Роснефти временно исполнял все тот же Некипелов.
Сечин не оставит Роснефть в беде
Новый председатель совета директоров Роснефти Александр Некипелов высказал в пятницу мнение, что уход Сечина из совета директоров создает риски для Роснефти. «Его уход создает определенные риски для компании. Сечин играл огромную роль в развитии. Он пользовался огромным авторитетом в компании, у зарубежных инвесторов. После его ухода котировки акций упали», – заявил Некипелов.
«Ничего более вредного для системы корпоративного управления не может быть, если собственник – государство в Роснефти – по собственному желанию устраняется от управления своим капиталом, – считает Некипелов. – Можно говорить о формах управления. Но ставить вопрос о том, что несколько независимых директоров по собственному уразумению будут управлять компанией с капиталом в несколько миллиардов долларов, этого нет нигде в мире».
«Я считаю, что эти риски преувеличены, – говорит аналитик по нефтегазовому сектору ИФД «Капиталъ» Виталий Крюков. – Формально Сечин уходит, но он говорил, что будет продолжать принимать активное участие в жизни Роснефти, и я думаю, что так и будет». В частности, замечает он, Сечин будет продолжать активно участвовать в привлечении партнеров Роснефти по работе на арктическом шельфе. «В не явном виде будет делать то же самое, что и когда входил в совет директоров. Просто теперь он будет делать это как человек, который мониторит отрасль со стороны государства», – говорит Крюков.
На заседании совета директоров Роснефти было также принято решение ограничить правление пятью участниками: возглавит его Худайнатов, войдут и.о. вице-президента по добыче Гани Гилаев, вице-президент Лариса Каланда, первый вице-президент Павел Федоров и Петр Лазарев. Президент Роснефти Эдуард Худайнатов высказал мнение, что новый состав правления «позволит быть более объективным, более независимым, более эффективным», цитирует его «Интерфакс».
Удвоить капитализацию
Президент Роснефти выразил уверенность, что в течение пяти лет капитализация компании может удвоиться и достигнуть 200 млрд долларов. «Потенциал есть в 200 млрд долларов, он очевиден, мы на этом строим свою стратегию», – заявил Худайнатов. В настоящее время капитализация компании на Лондонской фондовой бирже (LSE) составляет 58,833 млрд фунтов стерлингов (95,7 млрд долларов).
По его словам, увеличение капитализации компании повлечет за собой дальнейшее изменение структуры компании и кадрового состава, в частности, будут привлекаться зарубежные кадры. Уже к осени компания планирует создать департамент специализированных шельфовых проектов.
«В первую очередь на капитализацию компании может повлиять успешная реализация плана по модернизации нефтеперерабатывающих заводов компании, в результате которой к 2015 году Роснефть перейдет на выпуск топлива, соответствующего стандартам евро-5. Модернизация наших заводов даст абсолютно другой экономический эффект для нашей компании», – поясняет Худайнатов.
Потенциал есть в 200 млрд долларов, он очевиден, мы на этом строим свою стратегию
Кроме того, на росте капитализации скажется успешное бурение скважин в Арктике. «Мировоззрение, взгляд на нашу компанию, ее оценка только от бурения хотя бы одной скважины в Арктике может принципиально поменяться. Это уверенность геологов не только наших, но и мировых», – считает глава Роснефти. Впрочем, Виталий Крюков замечает, что освоение арктических шельфов – это пока более отдаленная перспектива, и эти проекты скажутся на капитализации компании позже.
К росту стоимости ценных бумаг Роснефти, по словам Худайнатова, также приведут и планы по реализации масштабных мировых проектов. «Мы уже конкретно обсуждаем с другими иностранными компаниями проекты, в которых мы можем участвовать. Это очень конкретные переговоры», – говорит он.
Только в этом году компания намерена инвестировать 507,1 млрд рублей, рассказал первый вице-президент Роснефти Павел Федоров. Это существенно больше объема чистой прибыли за 2010 год, уточнил он. В 2010 году, как ранее говорил Федоров, Роснефть инвестировала 266 млрд рублей в нефтедобычу и около 60 млрд рублей – в нефтепереработку.
Между тем Виталий Крюков из ИФД «Капиталъ» считает, что Роснефти под силу будет удвоить капитализацию при условии, если компания не только нарастит добычу нефти, но и государство снизит налоговое бремя на отрасль. То есть для этого необходим комплекс как операционных, так и государственных факторов. Впрочем, государство, по его мнению, скорее всего, пойдет на дифференциацию налогов для отрасли и снижение НДПИ.
#{smallinfographicleft=457416}Напомним, что российское правительство думает повысить экспортные пошлины на нефтепродукты, которые приведут к потерям прибыли для нефтекомпаний, но с другой стороны, предлагает компенсировать эти потери за счет снижения акцизов и НДПИ.
Сделка с BP мертва
Что касается предполагаемого ранее партнерства Роснефти с BP в арктических проектах, то Худайнатов уверил, что это осталось в прошлом. «Мы не рассматриваем их как партнера в Арктике. ВР к нам с новым предложением не обращалась», – говорит глава Роснефти.
По его словам, Роснефть хотела партнерства с BP, однако BP «не смогла осуществить сделку из-за зависимости от своего партнера» (APP – второго акционера ТНК-BP – прим. ВЗГЛЯД).
По его словам, у компании нет никаких сроков по заключению сделки по Арктике. На данном этапе Роснефть ведет детальные переговоры о работе в арктических проектах в третьих странах. Однако назвать имена потенциальных партнеров Худайнатов отказался. «Это коммерческая тайна, но мы ведем конкретные переговоры. Проекты в северной части Арктики, со всех сторон: восточной, западной», – говорит глава Роснефти.
Он не исключает возможного обмена акциями с потенциальными партнерами. «Формы сотрудничества могут быть разными. Если партнерство максимально углубленное, то почему бы и нет», – считает Худайнатов. В настоящее время Роснефть готовится к проведению оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) по Восточно-Приновоземельским участкам в Арктике, где ранее компания планировала работать с BP.
Цель – заправки
Кроме освоения Арктики, в планах компании купить сеть АЗС в Германии, которая включает в себя десятки станций, рассказал глава Роснефти. «Такая идея есть. Мы ее обсуждаем. Варианты реализации АЗС мы имеем, обсуждаем», – говорит Худайнатов. При этом он уточняет, что компания поменяла концепцию покупок АЗС. Теперь компанию «не интересует просто купить заправки в регионах с низким потреблением нефтепродуктов», и она не будет «идти за количеством», потому что «есть задача – идти за качеством».
Напомним, что одним из крупнейших приобретений Роснефти за эти годы стала покупка 50% акций в германской нефтеперерабатывающей компании Ruhr Oel за 1,6 млрд долларов.
Дружба с Китаем
В прошлом остался и конфликт Роснефти с китайской компанией CNPC. «У нас нет никаких недоговоренностей с китайскими партнерами. Все недоразумения, которые появились, сняты», – заявил президент Роснефти. Впрочем, о том, что все эти разногласия удалось разрешить, говорил еще в конце мая Игорь Сечин. По словам Худайнатова, Китай почти полностью выплатит задолженность за поставки нефти.
Напомним, что по межправительственному соглашению от 2009 года Роснефть и Транснефть с 2011 года поставляют в Китай нефть в объеме 15 млн тонн в год по нефтепроводу-отводу от ВСТО в точке Сковородино. В контракте прописана формула стоимости нефти, которая включает также тариф на прокачку нефти по второму этапу ВСТО – от Сковородино до порта Козьмино (по российской территории).
Этот тариф был включен в формулу цены по просьбе российской стороны, а китайская сторона ее согласовала. Однако после начала поставок нефти в январе этого года Китай потребовал пересмотреть контракты и перестал доплачивать деньги за прокачку нефти. Китайская компания посчитала, что покупает российскую нефть по завышенным на 2–3% ценам. В итоге CNPC задолжала Роснефти и Транснефти 250 млн долларов. В конце мая стало известно, что китайцы погасили долг в размере 195 млн долларов.