Суд удовлетворил ходатайство следствия о временном отстранении от должностей Андрея Бородина и Дмитрия Акулина, сообщила «Интерфаксу» пресс-секретарь Тверского суда Екатерина Ильина. По ее словам, в решении суда не указан срок, на который руководители Банка Москвы отстранены от должностей. С соответствующим ходатайством в Тверской суд обратился старший следователь Следственного комитета при МВД.
Я расцениваю это как еще один шаг в рейдерском захвате Банка Москвы и призываю бизнес-сообщество обратить на это внимание
В ходатайстве говорится, что Андрей Бородин и Дмитрий Акулин использовали свои полномочия вопреки законным интересам банка и в целях извлечения выгод для других лиц. Это нанесло ущерб законным интересам акционеров банка и правительству Москвы. По мнению следствия, руководители Банка Москвы содействовали выдаче кредита под залог имущества, ликвидность которого ставится под сомнение.
Во вторник же исполняющим обязанности президента банка совет директоров назначил Михаила Кузовлева, ставленника ВТБ.
Андрей Бородин, который сейчас находится в Лондоне, сообщил РИА «Новости», что намерен обжаловать решение Тверского суда. По его словам, это решение не выдерживает никакой критики с юридической точки зрения. «Все, что происходит вокруг банка, – это сюрреализм. Люди живут за гранью разума. Вместо того чтобы развивать бизнес банка, они воюют с ветряными мельницами», – заявил Андрей Бородин во вторник.
Он призвал бизнес-сообщество обратить внимание на новый путь, примененный для «захвата» банка. «Я расцениваю это как еще один шаг в рейдерском захвате Банка Москвы и призываю бизнес-сообщество обратить внимание на случай, который произошел у нас: следователь решил, что он может отстранить руководителя компании от должности. Это открывает новый путь к захвату предприятий», – заявил Андрей Бородин. Он намерен написать главе РСПП Александру Шохину о создании такого «опасного прецедента».
Между тем, по словам управляющего партнера ГК «Содействие бизнес проекта» Ольги Пономаревой, по всем формальным признакам решение Тверского суда законно. Андрей Бородин и первый вице-президент банка отвечали за принятие банком финансово-хозяйственных решений. И, видимо, у следствия есть доказательства того, что они способствовали совершению сделки с этим кредитом на невыгодных для банка условиях.
«Но это с точки зрения формального закона, – указывает Ольга Пономарева. – А на самом деле, похоже, с Бородиным происходит то, что с бизнесменами часто делают в России на практике – оказывают давление разными способами. Похоже, что иных средств воздействия на Бородина у заинтересованных людей не осталось».
Если репутация у менеджера небезупречная, то он не может занимать руководящую должность в банковской сфере, отмечает председатель Ассоциации адвокатов России за права человека Евгений Архипов. «Когда были разговоры о том, что Бородин управляет банком из Лондона, – я еще засомневался, как это возможно, если человек находится под следствием. Банковское законодательство не позволяет такого», – говорит эксперт.
По его словам, Андрей Бородин, скорее всего, ссылается на то, что приговора по уголовному делу нет и его вина еще не доказана. Однако есть такая мера, как временное отстранение, а не лишение должности. Возможно, здесь идет речь именно о временном отстранении Бородина и его зама от занимаемых должностей в Банке Москвы, предположил Евгений Архипов.
Руководитель практики уголовно-правовой защиты бизнеса «Пепеляев Групп» Максим Кошкин считает, что такая мера, как отстранение от должности, предусмотрена действующим Уголовно-процессуальным кодексом, если человек проходит обвиняемым по уголовному делу. При этом юрист замечает, что практика, когда сотрудник СК обращается с ходатайством в суд об отстранении от должности, нечастая в России.
«Эта мера призвана воспрепятствовать неблагоприятным последствиям, связанным с тем, что человек продолжает исполнять некие обязанности, исполнение которых исследуется или анализируется в рамках уголовного дела, – говорит Максим Кошкин. – Решение принимает не следователь, а суд».
В понедельник СМИ сообщили, что Бородин может вернуться в Москву в конце этой или начале следующей недели. Сам Андрей Бородин подтвердил, что готов вернуться в Россию, но при достижении определенных договоренностей. «Я рассматриваю вариант возвращения, я хочу вернуться, но для этого должны быть достигнуты договоренности с теми силами, которые вынуждают меня находиться в Лондоне», – сказал Бородин.
На прошлой неделе Андрей Бородин был объявлен в розыск. Ему предъявлено обвинение в хищении из московского бюджета 13 млрд рублей. До этого он перебрался из Москвы в Лондон.
Кроме того, вокруг Банка Москвы вот-вот образуется еще одно уголовное дело. Органы прокуратуры 12 апреля отменили решение УБЭП ГУВД Москвы об отказе в возбуждении дела о хищениях денежных средств граждан с их расчетных счетов в банке с 13-го по 14 апреля прошлого года. По данным Генпрокуратуры, УБЭП ГУВД по Москве неоднократно принимало решения об отказе в возбуждении по этим фактам уголовного дела, которые отменялись прокуратурой как необоснованные и незаконные. Бородин в свою очередь высказался по поводу продажи своей доли (около 20%) в Банке Москвы, покупателем которой выступил сын бывшего министра энергетики России Виталий Юсуфов.
Он прокомментировал сумму, за которую, по мнению экспертов, он продал свою долю, – 1,5 млрд долларов. «В спокойном режиме без прессинга мы продали бы эти акции действительно за такую сумму. Однако в сложившейся ситуации за эти акции выручили значительно меньшие деньги», – сказал Бородин.
Кроме того, Бородин сообщил, что Юсуфов заявлял, что имеет договоренности с ВТБ о последующей продаже им выкупленного пакета. Сам Юсуфов ранее отвергал предположения, что согласовывал свою покупку с ВТБ. И все же Бородин сказал следующее: «С моей точки зрения, Юсуфов всегда представлялся тем, у кого впоследствии ВТБ выкупит пакет, и ссылался на данные ему сверху поручения».
С покупкой доли Юсуфовым связан еще один скандал. Газета «Московские новости» ранее писала, что феврале Банк Москвы удовлетворил вопрос о предоставлении кредита в размере 1,13 млрд долларов компании Europroject Investments Global Limited, которой принадлежит судоверфь Nordic Yards. Совладельцем этой судоверфи является Виталий Юсуфов.