Экономика

4 марта 2011, 17:12

Fitch: Поставки SSJ-100 обострят конкуренцию на авиарынке

Фото: Артем Коротаев/ВЗГЛЯД

Первый российский проект гражданской авиации может привести к переделу мирового авиарынка. По крайней мере, такие выводы следуют из заявления агентства Fitch Ratings. Агентство полагает, что на рынке региональных самолетов в ближайшие годы за клиентов будут бороться пять игроков. Но одному из них придется уйти.

Долгожданный сертификат на самолет Sukhoi Superjet 100 компания «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) получила в начале февраля, тогда же приобретя и право начать коммерческую поставку лайнера.

#{image=418601}Кроме того, на рынке региональных самолетов готовы появиться самолет ARJ21 от базирующейся в Китае компании COMAC (в конце 2011 года) и MRJ от компании Mitsubishi Heavy Industries (в конце 2013 года – начале 2014 года).

В течение следующих двух лет на рынке турбореактивных 60-120-местных самолетов будут конкурировать уже не два (сейчас бразильская Embraer и канадская Bombardier), а пять игроков, говорится в сообщении международного рейтингового агентства Fitch Ratings.

По мнению экспертов, появление на рынке новых игроков связано с ожиданиями высокого спроса на региональные самолеты в следующие 20 лет. Спросом такие самолеты будут пользоваться как на развивающихся, так и на развитых рынках. В последнем случае – благодаря растущему парку региональных самолетов на фоне увеличения пассажироперевозок на небольшие расстояния и растущей потребности авиакомпаний в снижении операционных расходов.

По оценкам самих производителей, в ближайшие 20 лет мировой спрос на региональные самолеты составит от 5,5 тыс. до 7 тыс. машин. И замена старого парка тут играет далеко не главную роль. Действующий авиапарк составляет порядка 2,5 тыс. региональных самолетов и к 2030 году должен вырасти до 7 тыс. (с учетом списаний воздушных судов). Это подразумевает совокупные темпы годового роста более 5%. Производители делают ставку на Азию (особенно Китай), Северную Америку, Европу и Латинскую Америку.

Но эксперты Fitch замечают, что всем пяти производителям места на рынке просто не хватит. Прогнозы по рынку они называют завышенными, предлагая особо не рассчитывать на потенциальных покупателей.

«Регионы, определенные как потенциальные области высокого роста для рынка региональных самолетов, такие как Азия, вряд ли будут демонстрировать ожидаемый уровень спроса, даже на самолеты местного производства, как показывает относительно слабый портфель невыполненных заказов на самолет ARJ на сегодняшний день», – говорится в отчете Fitch, передает «Интерфакс». По мнению специалистов агентства, улучшение позиции по операционным расходам у крупных самолетов с одним проходом между рядами кресел (как недавно запущенный Airbus A320NEO) может перенаправить значительную долю спроса в сторону крупных коммерческих самолетов. Особенно в том случае, если высокие цены на топливо станут долгосрочной характеристикой отрасли.

Против новых игроков на рынке региональных самолетов играет и тот факт, что качество их продукции еще не прошло «экспертизу временем». В числе других препятствий Fitch называет отсутствие зарекомендовавшей себя на практике глобальной сети обслуживания для авиакомпаний, сложную процедуру сертификации в юрисдикциях, а также слабые возможности финансирования самолетов.

Лизингодатели и банки, скорее всего, неохотно будут покупать или предлагать финансирование из-за непредсказуемой стоимости при перепродаже. «В результате возможности по финансированию будут в высокой степени зависеть от источников, поддерживаемых государством, таких как банки в государственной собственности или экспортно-кредитные агентства», – отмечает Fitch.

Эксперты делают вывод, что, по крайней мере, одному из пяти производителей, ведущих деятельность на рынке региональных самолетов, придется покинуть рынок. В зоне риска те производители, которые не имеют «достаточно зарекомендовавшего себя самолета и сети его технической поддержки, продукция которых отстает по техническим параметрам и с недостаточно крупным местным рынком для того, чтобы обуславливать спрос», считают специалисты Fitch.

Ожидания по росту спроса на региональные самолеты действительно кажутся завышенными, тем более что прогноз составлялся еще до кризиса, соглашается эксперт департамента оценки «2К Аудит – Деловые консультации / Morison International» Петр Клюев. Он не исключает, что предложение может превысить спрос и кому-то из игроков действительно придется уйти.

«Вряд ли это будут старые игроки – Embraer и Bombardier, которые уже зарекомендовали себя на рынке. К тому же, у этих компаний есть достаточный резерв, который позволит им выдержать усиление конкуренции, – рассуждает он. – Новые игроки такого резерва не имеют: они выходят на рынок, опираясь на прогноз по стремительному росту спроса на их продукцию. Если он не оправдается, конкурировать за покупателя будет сложно».

По мнению Клюева, приспособиться к условиям рынка получится у тех компаний, у которых будет господдержка и объемный внутренний рынок. В этом смысле выгодные позиции у российского SSJ100 и китайского ARJ21.

SSJ-100 мог бы конкурировать на рынке при условии более низкой по сравнению с конкурентами цены, добавляет эксперт компании АКГ «Развитие бизнес-систем» Александр Филимонов. Но в среднем самолеты (за исключением китайского) стоят приблизительно одинаково. «Если Superjet  сможет быстро выйти на рынок, оперативно устранив имеющиеся недоработки, у машины есть шанс занять место среди среднемагистральных самолетов – самого перспективного и емкого рынка», – говорит он.

К настоящему моменту портфель твердых заказов на данный самолет составляет 170 единиц. Акционерами ГСС являются компания «Сухой» (75% - 1 акция) и итальянская Alenia Aeronautica (25% + 1 акция).

SSJ-100 – новейший российский самолет, рассчитанный на расстояния до 5 тыс. км. Первая летная машина была представлена публике 26 сентября 2007 года на заводе в Комсомольске-на-Амуре. Там же 19 мая 2008 года SSJ-100 успешно совершил первый полет.

Текст: Наталья Журавлева

Вам может быть интересно

Кулеба раскрыл масштаб разрушений энергосистемы Украины
Темы дня

Выставка трофейной техники в Москве злит Запад

Выставка трофейной техники, открывшаяся 1 мая в Москве, не давала покоя западной прессе на протяжении всей минувшей недели. Иностранные аналитики утверждали, что так Россия пытается унизить НАТО. Российские эксперты уверены: на Поклонной горе граждане могут не только воочию увидеть успехи собственной армии, но и почувствовать сопричастность к будущей победе страны в СВО.

Американское ядерное оружие взрывает польское общество

В Минобороны Польши заявили, что уже подали заявку на участие в программе, которая позволит размещать на территории страны американское ядерное оружие. Между тем сама постановка такого вопроса расколола не только польское руководство, но и все польское общество. Кто и почему в Польше боится американских ядерных бомб?

Дипломатам США и Германии на выставке трофейной техники создали особые условия

Зеленского призвали наложить вето на закон о родственниках в России

Bloomberg: Конфликт на Украине переходит в решающую стадию

Новости

Москвичей предупредили об «арктическом вторжении»

Ведущий специалист центра погоды «Фобос» Евгений Тишковец предупредил жителей столицы об «арктическом вторжении», которое начнется в четверг.

Офицер ВС России рассказал о 28 днях в окружении ВСУ

Российский офицер с позывным «Змей» рассказал, как вместе с другими военнослужащими провел 28 дней в окружении украинской армии на Берховском водохранилище в Донецкой народной республике.

Forbes: 47-я бригада ВСУ потеряла 40 машин Bradley и сотни солдат

Серьезные потери несет 47-я механизированная бригада украинской армии, она потеряла 40 машин Bradley, пять танков Abrams и сотни солдат, заявил военный обозреватель Forbes Дэвид Экс.

В Харьковской области «Искандерами» уничтожены две РСЗО HIMARS

Расчет оперативного-тактического ракетного комплекса «Искандер-М» российской группировки войск «Запад» уничтожил в Харьковской области две пусковые установки американской реактивной системы залпового огня HIMARS, предоставленные ВСУ.

Постпредство России при ЕС отреагировало на заявление о «нарушении» прав компаний

Заявления Евросоюза о том, что на российской территории якобы предпринимаются меры против работающих в России компаний, не соответствуют действительности, заявило постпредство России при ЕС.

На выставке трофейной техники показали редкий американский штурмовик

На выставке трофейной натовской техники в столице продемонстрировали редкую американскую штурмовую машину M1150, созданную на базе танка Abrams, ее удалось ослепить и захватить у поселка Бердычи в ДНР.

Запущена процедура отстранения спикера Палаты представителей США Джонсона

Республиканцы Марджори Тейлор-Грин и Томас Мэсси объявили о запуске процедуры отстранения спикера Палаты представителей Конгресса США Майка Джонсона от занимаемой должности.

Минобороны рассказало о подвиге раскрывшего засаду украинской ДРГ старшины

Подразделение ВС России под командованием старшины Владимира Бандака в зоне СВО раскрыло засаду украинских неонацистов и уничтожило эту диверсионно-разведывательную группу, выйдя из столкновения без потерь, сообщило Минобороны.

Рогов: В Работино поднят флаг России

Над населенным пунктом Работино в Запорожской области подняли российский флаг, заявил глава комиссии Общественной палаты по вопросам суверенитета и сопредседатель координационного совета по интеграции новых регионов Владимир Рогов.

В библиотеках Европы украли издания русских классиков на миллионы долларов

В европейских библиотеках начали исчезать редкие издания русской классической литературы, Европол начал расследование, сообщает New York Times

Госдеп назвал цель новых санкций против России

Очередные американские санкции против России должны подорвать российское производство энергии, в частности проект «Арктик СПГ – 2», заявил госдепартамент США.

РАПИ предупредила о скорой катастрофе в экономике Прибалтики

Прибалтика не способна вынести повышение военных расходов и ухудшение отношений с российской стороной, заявил президент Российской ассоциации прибалтийских исследований (РАПИ) Николай Межевич.
Мнения

Глеб Кузнецов: Поучительная история 1 мая

На 1 мая 1886 года была назначена всеобщая забастовка, которую предлагалось не прекращать, пока правительство не примет восьмичасовой рабочий день. Ответ был прост – рабочих начали бить.

Борис Акимов: Как лечить расстройство трудовой идентичности

Ожидается, что Россия в ближайшие годы будет испытывать дефицит кадров. Однако его не получится покрыть механически за счет трудовой миграции и ввоза низкоквалифицированной рабочей силы.

Владимир Можегов: Как джаз взломал культурный код белой Америки

Когда говорят, что джаз – музыка народная, это не совсем правда, или даже – совсем не правда. Никаких подлинных африканских корней у этой музыки нет. Но как же такая музыка смогла не только выжить, но и завоевать мир? А вот это очень интересная история.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?