Игоря Сечина возмутило решение Стокгольмского суда о запрете сделки BP и Роснефти, которую поддержали ранее и премьер-министр Владимир Путин, и президент России Дмитрий Медведев. Раньше он был недоволен таким же решением Лондонского суда.
Роснефть намерена отстаивать свою позицию по сделке с британской BP по обмену акциями, заявил Сечин. Роснефть уже несет убытки от решения суда по сделке с BP, заявил вице-премьер. «Компания взвесит, по чьей вине происходит срыв реализации соглашения. Там определенные убытки уже идут», – цитирует его «Интерфакс». Утром в пятницу акции Роснефти на новостях о судебном запрете на сделку с BP уже упали на 1,5%, оказавшись в аутсайдерах рынка.
Если сделка будет модифицирована таким образом, чтобы не нарушать акционерное соглашение BP, препятствий для ее совершения Роснефтью не будет
Ранее вице-премьер говорил, что будет требовать возмещения убытков. В пятницу он уточнил, что это могут быть либо компенсации, либо «что-то другое». «Это уже конкретные вещи, которые, я думаю, пока рано обсуждать», – добавил вице-премьер.
Несмотря на запреты судов, Игорь Сечин пообещал защитить судьбу стратегического альянса Роснефти с британской BP. По его словам, Стокгольмский суд не блокировал сделку, а лишь продлил запрет на нее до 7 апреля. «Надо дождаться решения суда», – говорит Сечин.
Накануне в ААР, правда, заявили, что «решение суда фактически означает, что ВР запрещено в будущем заключать какие-либо стратегические договоры с Роснефтью, сопровождаемые взаимным обменом акциями».
Между тем Сечин пояснил, что сделка создания альянса Роснефти и BP предусматривает два момента: «один – это обмен активами, второй – совместная работа на шельфе», которые в принципе не связаны между собой.
BP теперь намерена попросить суд дать согласие на обмен акциями с Роснефтью «отдельно от других договоренностей».
Суды запретили альянс BP и Роснефти как раз из-за того, что кроме объединения акциями, компании хотели создать СП по разработке арктических месторождений без согласия ТНК-ВР, а это нарушает корпоративное соглашение ТНК-BP.
Обмен активов Роснефти с ТНК-ВР не рассматривался, потому что ТНК-ВР не торгуются ни в Нью-Йорке, ни в Лондоне, ни во Франкфурте, объяснил премьер. Рассмотрение возможности совместной работы Роснефти с ТНК-ВР по освоению арктического шельфа – это уже другой вопрос.
Однако разработка арктического шельфа, по его словам, связана, прежде всего, с высокой компетенцией, с экологическими рисками. «И если ТНК-ВР способна что-то предложить в этом ключе, скорее всего это будет, как я предполагаю, приглашение на аутсорсинг кого-то из тех, кто работает на шельфе, но это уже немного другая конструкция», – пояснил Сечин.
Эксперты считают, что BP сможет добиться своего. По словам аналитика Артема Кончина из UniCredit Securities, обмен акциями BP с Роснефтью отдельно от других договоренностей, по сути, уже никак не нарушает акционерного соглашения ТНК-BP, на что ссылались представители ААР в судах.
«Решение Стокгольмского суда по акционерному спору между совладельцами BP не может обязывать Роснефть. Если сделка будет модифицирована таким образом, чтобы не нарушать акционерное соглашение BP, препятствий для ее совершения Роснефтью не будет», – говорит газете ВЗГЛЯД и председатель совета директоров правового бюро «Олевинский, Буюкян и партнеры» Эдуард Олевинский. «Если суды одобрят первый вариант сделки – обмен акциями BP и Роснефти, тогда начнется борьба за второй пункт сделки – освоение шельфа Арктики, и российским акционерам ТНК-BP будет сложно одержать в ней победу, – говорит Артем Кончин. – Они вряд ли смогут доказать необходимость своего участия в освоении арктического шельфа: ТНК-BP не сможет привлечь деньги под проект, у них нет необходимого опыта и технологий, и в этом плане компания проигрывает BP».
ААР поэтому и хотела, чтобы вместо BP акциями с Роснефтью обменялась ТНК-BP. Это бы подстраховало компанию в борьбе за освоение арктического шельфа, интерес к которому проявляют еще и Shell, Chevron, Exxon Mobil, китайские и индийские компании, отмечает эксперт.
Суды не смогут заблокировать чистый обмен акциями BP и Роснефти без соглашения о создании СП по освоению Арктики еще и потому, что идет агрессивное лоббирование этой сделки со стороны Кремля, BP и Роснефти, говорит Кончин. «Интересно, смогут ли представители AAP выйти из ситуации, не потеряв лицо», – задается вопросом эксперт.
При любом варианте развития событий по сделке Роснефти с BP это никак не повлияет на работу на шельфе Арктики, заявил в пятницу вице-премьер. «Освоение Арктики в любом случае будет продолжено», – сказал Сечин. Общая ситуация, касающаяся сделки Роснефти с ВР, также не повлияет на энергобезопасность России, подчеркнул он.
По его словам, «конечно, хотелось бы, чтобы это шло по тому плану и по тому сценарию, который прорабатывался», «ВР нас устраивает как партнер», а ТНК-ВР не может заменить BP в арктическом альянсе. По его словам, Роснефть не ведет переговоров с AAР в рамках Стокгольмского судебного процесса о сделке Роснефти и ВР, касающейся освоения месторождений на шельфе Арктики и обмена акциями.
Напомним, что накануне поздно вечером Стокгольмский суд вслед за Лондонским судом вынес решение запретить сделку по обмену акциями BP и Роснефти, о которой они заявили в январе этого года. Инициатором исков стали российские акционеры ТНК-ВР – консорциум «Альфа-Аксесс-Ренова» (ААР). Консорциум ААР представляет интересы российских бизнесменов Михаила Фридмана, Германа Хана, Виктора Вексельберга и Леонарда Блаватника. Они исходили из того, что альянс BP и Роснефти нарушает акционерное соглашение ТНК-ВР, по которому все российские проекты должны реализовываться только с согласия ТНК-ВР. BP и Роснефть этого согласия не получили и сами договорились об обмене акциями и создании СП для разведки и добычи углеводородов на трех Восточно-Приновоземельских участках российского шельфа Арктики.
Соглашение предусматривает взаимный обмен акциями, в результате которого Роснефть получит 5% обыкновенных акций ВР, а британский концерн – 9,5% акций Роснефти. Доля BP в СП по разведке и добыче углеводородов составит 33%. Ресурсы участков, на которых Роснефть и ВР будут работать совместно, оцениваются в 5 млрд тонн нефти и 10 трлн кубометров газа.
Ранее ТНК-ВР предлагала в качестве альтернативы выкупить 5% акций ВР, а затем обменять их на 10% акций Роснефти. TНK-BP занимает третье место в России по добыче нефти, производя в среднем 1,4 млн баррелей в сутки. От участия в ТНК-ВР ВР получает около 10% прибыли.