Экономика

Николай Шумаков
главный архитектор института «Метрогипротранс»

«Можно сказать, в Москве метро нет»

8 февраля 2011, 14:52

Фото: ИТАР-ТАСС

Со следующего года темпы строительства метро увеличатся в три раза. «Если на 2011 год запланировано строительство всего лишь 4,5 км метро, то в 2012 году будет построено 14,1 км, в  2013-м – 16,5, в 2014 году 17,9 км», сказал главный архитектор института «Метрогипротранс» Николай Шумаков.

Стоимость оказалась в 1,7 раза меньше, чем строительство метро мелкого заложения

По его словам, в планах столичного правительства – строительство до 2020 года 124 км линий метрополитена. До 2015 года будет сдан в эксплуатацию первый этап третьего пересадочного контура, который пройдет от станции «Деловой центр» через «Полежаевскую», «Динамо» и выйдет на «Савеловской». Третий контур будет включать 8 станций. Этот проект будет реализован всего лишь за два года. Однако чтобы удовлетворить потребности Москвы в метро, необходимо строить в пять раз больше. О том, что препятствует быстрому строительству метро, газете ВЗГЛЯД рассказал главный архитектор института «Метрогипротранс» Николай Шумаков.

ВЗГЛЯД: Чтобы полностью удовлетворить потребности Москвы в линиях метрополитена, необходимо построить 1200 км. Если сохранятся нынешние темпы строительства, то получается, что можно и не ждать полной обеспеченности столицы метрополитеном?

Николай Шумаков: Можно строить бесконечно. Сейчас сеть метрополитена настолько слабо развита, что можно говорить о том, что в Москве метрополитена нет. 300 км не обеспечивают Москву метро вообще. Бесконечные давки в подземке как раз обусловлены недоразвитостью метрополитена.

ВЗГЛЯД:  Насколько строительство, скажем, легкого метро уменьшает сроки и стоимость?

Н.Ш.: Строительство легких перегонов обходится гораздо дешевле, чем метро малого заложения. К примеру, строительство Бутовской линии это прекрасно показало. Стоимость оказалась в 1,7 раза меньше, чем строительство  метро мелкого заложения.

Причем сроки строительства сокращаются в разы. Вообще для Москвы строительство Бутовской линии было уникальным проектом. Мы всего лишь за полтора года успели спроектировать и построить линию.

Главный архитектор института «Метрогипротранса» Николай Шумаков (Фото: mp.stroi.ru)

ВЗГЛЯД: А сколько километров тогда было построено?

Н.Ш.: Боюсь назвать неточную цифру, но, насколько я помню, было построено 8–8,5 км. Ветка начинается с подземной станции метро ул. Старокочаловская и включает четыре надземные станции.

ВЗГЛЯД: Так в чем же проблема? Почему эту технологию сейчас нельзя применять, если в разы сократится и стоимость, и строительство?

Н.Ш.: Дело в том, что после ввода в эксплуатацию сразу возник ряд проблем с жителями близлежащих домов из-за повышения шумового фона. Были даже произведены замеры, которые показали, что шума намного меньше, чем от наземного транспорта. Поэтому эта тема стала замалчиваться, а потом и совсем умерла. Может быть, с приходом Сергея Собянина к этому вопросу мы снова вернемся.

ВЗГЛЯД: Говорилось о том, что в долгосрочной перспективе метро дойдет до Зеленограда...

Н.Ш.:  Да, сейчас речь заходит о продолжении метро до Зеленограда, скорее всего, именно там будут строиться легкие перегоны, потому что обходится гораздо дешевле. Возможно, будут установлены специальные экраны для подавления шума. Причем экраны намного эффективнее, чем прокладка бесшумных рельсов и использование специальных технологий.

ВЗГЛЯД: Но во многих столицах мира метро строится именно легкое...

Н.Ш.: Не совсем так. К примеру, в Китае чаще всего строят подземное метро, а в Дели как раз легкое.

ВЗГЛЯД: А какие темпы строительства в этих странах?

Н.Ш.: Дело в том, что если мы за последние 20 лет построили от силы 20 км метро, то для сравнения – в Шанхае было построено за 18 лет 300 км, а в Индии – 5 линий метрополитена было проложено за последние пять лет.

ВЗГЛЯД: А есть ли данные, во сколько обходится строительство метро в Китае и России?

Н.Ш.: Есть такая статистика. У нас строить дешевле.

ВЗГЛЯД: Говорят о том, что линии метро будут объектом архитектуры, а не станции метро. Как это будет выглядеть? 

Н.Ш.: Мы сейчас занимаемся этим проектом.

ВЗГЛЯД: Вы можете подробно рассказать, что будет видеть пассажир из окон вагона метро?

Н.Ш.: Он будет видеть совершенно сумасшедшие архитектурные объекты.

ВЗГЛЯД: А насколько дороже это обойдется?

Н.Ш.: Слова «дороже» не существует при новом столичном правительстве. Может быть только дешевле. Дешевле, быстрее и качественнее! Сергей Собянин поставил задачу снизить стоимость строительства метро на 20%. Это будет сделано за счет типовых станций метро и применения технологии, которая позволяет сократить сроки строительства метро.

ВЗГЛЯД: Будут ли когда-нибудь синхронизированы электрички и метро?

Н.Ш.: Эта программа существует уже второе десятилетие. Есть план строительства транспортно-пересадочных узлов по всей Москве. Но этот проект затормозился. Дело в том, что железная дорога принадлежит РЖД – это федеральный собственник, метрополитен находится в собственности Москвы. До сих пор собственники никак не могли найти точки соприкосновения. Надеюсь, что сейчас и по этому вопросу будет какая-то подвижка. Думаю, что если тема будет поднята, то в первую очередь будет развиваться транспортно-пересадочный узел в районе Москва-Сити.

Текст: Полина Спелова

Вам может быть интересно

Российские войска освободили Лиман возле Волчанска в Харьковской области
Темы дня

Настоящие лидеры Европы находятся в России и США

Ведущие политики Европы на самом деле не являются главными игроками европейского континента. По крайней мере, такой парадоксальный вывод делают сами европейские СМИ, вынужденные признать, что на ЕС влияют прежде всего с Запада и Востока. В итоге рейтинг самых влиятельных людей Европы доказывает правоту и силу Москвы.

Запад видит заговор в ослаблении юаня

Европейская Торговая палата и американские МВФ захейтили китайский юань после того, как положительный торговый баланс Китая впервые превысил 1 трлн долларов. Запад видит целую теорию заговора в ослаблении китайской валюты. Более того, не стесняется указывать Пекину, что он должен делать, если не хочет усиления торговой войны. Однако экономисты показывают то, о чем западные страны умалчивают.

Польша задержала российского археолога по запросу Украины

Эксперт объяснил, от чего зависит число украинских дронов для ударов по России

Оценен ущерб СССР от разрушений в Великую Отечественную войну

Новости

Лавров заявил о взаимопонимании с США о послевоенном статусе Украины

Глава МИД России Сергей Лавров подчеркнул, что ключевым условием урегулирования на Украине является возвращение страны к нейтральному, безъядерному и внеблоковому статусу, закреплённому еще в 1990 году.

Жительница Одессы рассказала о хамстве приезжих с западной Украины

В Одессу при новом главе Сергее Лысаке приехало очень много людей с западной Украины, они ведут себя нагло, оскорбляют жителей города на украинском языке, рассказала местная жительница.

Пашинян не смог прилететь в Москву из-за атаки украинских дронов

Пассажирский самолет с премьером Армении Николом Пашиняном был вынужден изменить маршрут из-за введения сигнала «Ковер» в Москве ночью, пишут СМИ.

Казахстан сообщил о серьезных повреждениях устройства КТК украинским дроном

Выносное причальное устройство Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), которое в конце ноября было атаковано украинским дроном, получило пробоину, его повреждения значительные и нужно оценить возможность его восстановления, заявил глава Минэнерго Казахстана Ерлан Аккенженов.

Портал «Грамота.ру» назвал слово года

Результаты рейтингового голосования экспертов показали, что термин «зумер» набрал наибольшее количество голосов среди номинантов «Слова года», сообщили в пресс-службе портала.

Трамп объяснил задержание военными США танкера у берегов Венесуэлы

Американский президент Дональд Трамп подтвердил задержание танкера у берегов Венесуэлы военными США, добавив, что для подобного решения у Вашингтона были весомые причины.

Киев представил Вашингтону ответ на мирный план Трампа

Украинское руководство подготовило официальный ответ по последнему варианту мирного плана США и согласовало свой подход с представителями Франции, Германии и Британии, пишет Axios.

Лавров назвал Джонсона «непричесанным политическим деятелем»

Глава российского МИД Сергей Лавров назвал бывшего премьер-министра Британии Бориса Джонсона «непричесанным политическим деятелем», обсуждая события конфликта на Украине.

Польша пожаловалась на неучастие в переговорах по Украине

Польша выразила недовольство тем, что ее не пригласили на переговоры по возможному мирному соглашению на Украине, сообщили СМИ.

В Госдуме предложили создать единый механизм записи школьника на продленку

Глава думского комитета Яна Лантратова предложила создать прозрачный и понятный механизм записи ребенка на продленку через цифровые сервисы, с обязательным информированием родителей о режиме работы, содержании программ и педагогах.

Россия вошла в тройку стран G20 с самыми высокими доходами от торговли

Россия заняла третью позицию среди стран G20 по величине профицита внешней торговли, уступив только Китаю и Германии, следует из открытых данных.

Лондон признал присутствие британских военных на Украине

Во вторник, 9 декабря, в британских СМИ сообщили о британском солдате, погибшем на Украине, его назвали рядовым Джорджем Хули из парашютно-десантного полка, а премьер-министр Кир Стармер сообщил Палате общин, что Хули погиб в результате «трагического несчастного случая» вдали от линии фронта.
Мнения

Глеб Простаков: Цинизм США может сработать на благо России

Запад как коллективная сущность проиграл войну с Россией. Но Соединенные Штаты, отделив себя от «коллективного Запада» и сбросив европейский балласт, все еще намерены выйти из этой войны в статусе победителя или как минимум выгодоприобретателя.

Ирина Алкснис: Западные сказочники оказались в плену придуманного мира

История с российскими активами – это пример магического подхода к реальности: Россия побеждает на поле боя и добивается успеха в развитии, но Запад раскручивает тему, что Москва терпит поражение, а значит, должна платить – и ожидает, что реальность подстроится под его хотелки.

Игорь Мальцев: Евросоюз должен быть разрушен

Лучшее, что получилось у Евросоюза – это Шенгенское соглашение, которое когда-то значительно облегчило жизнь обычных людей. А больше – ничего. Все остальное – боль и катастрофа.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов