С 1 января 2012 года в России запрещается производство и импорт алкогольной продукции крепостью менее 9 градусов без нанесения акцизных марок. И это может привести к остановке производства слабоалкогольной продукции.
Производители слабоалкогольных напитков все равно не смогут выпускать продукцию после Нового года
Как сообщили газете ВЗГЛЯД в Росалкогольрегулировании, «правительство пока не утвердило нормативы по акцизным маркам на слабоалкогольную продукцию».
Причем, как сообщает газета «Коммерсант», акцизные марки уже напечатаны Госзнаком. Оборот (оптовая и розничная продажа) продукции без акцизных марок разрешен до 1 января 2013 года. Однако производители слабоалкогольных напитков все равно не смогут выпускать продукцию после Нового года. Производители алкоголя готовятся к худшему.
«До конца этого года правительство вряд ли утвердит этот документ, – полагает директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз. – Скорее всего, это произойдет не раньше конца января, а значит, приостановки производства после Нового года все равно не избежать».
Однако в Росалкогольрегулировании заверили, что «правительство утвердит постановление о марках до конца года», и пообещали «рассмотреть заявки от производителей слабоалкогольных напитков в максимально сжатые сроки».
По словам Вадима Дробиза, после утверждения параметров акцизов Росалкогольрегулированию необходимо заказать оборудование для печати штрих-кодов, а также внести их в систему ЕГАИС, что требует довольно много времени. Это значит, что производство слабого алкоголя вряд ли возобновится в первом квартале 2012 года.
Впрочем, производители могли бы до Нового года сделать запасы алкогольной продукции, чтобы продавать их весь год. Однако ноябрьские показатели свидетельствуют, что в ноябре никаких запасов не было сделано. Если они не произведут необходимое количество алкоголя в декабре, россияне столкнутся с дефицитом слабоалкогольной продукции.
В компании «Юнайтед Боттлинг Групп» говорят, что в последние месяцы года сделали запас продукции, которого должно хватить максимум до конца марта. В «Мегапак» (выпускает Hooper's Hooch и «Девятку») отмечают, что оборудование для нанесения акцизных марок на бутылки уже заказали и ожидают его к марту. Там также сделали запасы продукции, но не уверены, что их хватит к тому моменту, когда получится запустить линии по производству слабоалкогольных напитков.
В МПБК «Очаково» (выпускает Gin&Tonic, «Крюшон») надеются запустить производство к концу января. Но в компании сомневаются, что им хватит до этого срока запасов готовой продукции.
Больше всего от затягивания постановления правительства пострадают импортеры слабоалкогольной продукции, считает главный редактор портала «Алкоголь.ру» Михаил Смирнов. Под запрет попадут, например, Martini Asti, недорогое немецкое вино Liebfraumilch, вина Lambrusco.
«Это означает, что россияне в скором времени могут вообще остаться без качественного вина, которого и так в нашей стране очень мало. В выигрыше не останется и само правительство, поскольку алкогольные поступления в бюджет значительно сократятся», – заявил эксперт газете ВЗГЛЯД.
Вся эта ситуация приведет к росту производства нелегальной слабоалкогольной продукции, считает Михаил Смирнов. Впрочем, по словам Вадима Дробиза, россияне будут больше потреблять пиво, что принесет дополнительную прибыль пивоварам.
По данным Росстата, в январе–июле 2011 года объем производства слабоалкогольных напитков в России составил 18,9 млн дал. Основными производителями выступают ЮБГ – 42,6%, «Мегапак» – 21,8%, «Очаково» – 7,4%, «Браво премиум» (принадлежит CEDC) – 7%, «Артисан» – 4,3%.