Экономика

14 сентября 2010, 19:35

Что принесет для экономики увеличение налога на старые авто

Фото: ИТАР-ТАСС

Чиновники хотят привязать транспортный налог к экологии: для владельцев машин старше пяти лет он вырастет на 100%. Эксперты признают: если для российских автолюбителей подобное развитие событий станет серьезным ударом, то для реформируемого отечественного автопрома – настоящей палочкой-выручалочкой.

Налоговая реформа

Минпромторг России хочет в два раза увеличить базовую ставку транспортного налога на автомобили, выпущенные до 1 января 2006 года. Соответствующее предложение содержится в разосланном на согласование в различные ведомства письме замминистра промышленности Андрея Дементьева.

Каким образом лучше всего стимулировать россиян избавляться от старых автомобилей?






Проголосовать
В частности, министерство предлагает привязать базовую ставку транспортного налога на легковые автомобили к экологическому классу транспортного средства, сообщает «Интерфакс». За основу будет взят стандарт «Евро-4» – для машин такого класса ставку менять не будут. Для автомобилей стандарта «Евро-5» чиновники из Минпромторга предлагают использовать 30-процентную скидку к базовой ставке транспортного налога.

Для авто стандарта «Евро-3» повышение к базовой ставке составит 20%, для «Евро-2» – 60%. Больше всего не повезет владельцам автомобилей старше пяти лет: базовая ставка для машин, выпущенных в обращение до 1 января 2006 года, может быть увеличена сразу на 100%.

Народ против...

Отраслевые эксперты признают: если инициативы Минпромторга воплотятся в жизнь, то для многих из россиян это станет настоящим ударом. «Проблема в том, что более половины машин в России старше пяти лет, а следовательно, для их владельцев будет введено фактически второе налогообложение», – комментирует лидер движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков.

Его слова подтверждает статистика: согласно данным «Автостата», в России лишь 28% легковых автомобилей находятся в эксплуатации меньше пяти лет, причем в Сибири их доля составляет 12,2%, а на Дальнем Востоке – и вовсе всего 2,6%.

Наглядный пример: если сегодня владелец семилетней BMW третьей серии мощностью 170 л. с. платит в Москве транспортный налог в размере 6,46 тыс. рублей, то после «реформы» от ведомства Виктора Христенко он будет вынужден платить уже почти 13 тыс. рублей.

«Совершенно непонятно, зачем надо стимулировать народ избавляться от, например, пятилетних иномарок, на которых ездит полстраны, – недоумевает замруководителя управления бухгалтерского, налогового и правового консалтинга компании «ФинЭкспертиза» Елена Корнетова. – А как люди будут избавляться от машин? Продавать другим владельцам? Но и те, другие, понимая, что им придется платить высокий транспортный налог, не слишком охотно будут приобретать такие авто или же будут снижать цены, делая сделку невыгодной для продавца».

В результате же, по мнению Корнетовой,  пострадают ни в чем не повинные автовладельцы, которые имели несчастье купить машину не того года выпуска.

...А экономика – за

Впрочем, если рядовые автолюбители, ценящие подержанные авто за экономичность и качество, от реформы Минпромторга проиграют, то активно реформируемое российское автомобилестроение в частности и экономика в целом, наоборот, выиграют. Во-первых, при грамотной организации системы взимания транспортного налога резко возрастут доходы региональных бюджетов.

Во-вторых, рост налогообложения старых машин сделает менее выгодной их эксплуатацию, что заставит часть автолюбителей обратить взгляд на производящиеся в России авто (как отечественные, так и иномарки). А следовательно, повышение транспортного налога даст смотрящим на перспективу автоконцернам сигнал увеличивать объемы производства (большинство новых импортных и российских автомобилей соответствуют стандарту «Евро-4»).

#{smallinfographicleft=339469}К слову, именно благодаря большому налогообложению подержанных машин ряду стран, которых сегодня принято называть локомотивами мирового автомобилестроения, удалось поднять свой автопром.

Самый характерный пример – Япония. Долгое время в Стране восходящего солнца действовала такая система: чем старше авто, тем дороже стоил техосмотр, и к пяти годам он превышал 1 тыс. долларов. После же 80–100 тыс. пробега техосмотр нельзя было пройти без замены очень многих дорогих агрегатов транспортного средства, что также стимулировало автолюбителей пересаживаться на более новые машины, а старые сбывать перекупщикам, которые отправляли их в менее принципиальные страны (например, в Россию).

А с началом кризиса власти Японии ввели новые меры, стимулирующие переходить на новые машины. Сегодня при покупке автомобиля в Японии необходимо заплатить два налога: потребительский (он составляет 5% от стоимости машины) и так называемый налог на массу авто, который взимается ежегодно (в случае с легковым транспортом – 500–700 долларов). С апреля 2009 года размер налога можно было снизить по специальной «экологической» шкале.

Так, машины с гибридным двигателем или электромотором избавляются от налогов на 100%. Сокращение на 75% положено для тех авто, выхлоп которых на 25% меньше официально допустимого максимума, а на 50% – для машин с выбросами на 15% ниже разрешенного уровня. В результате, скажем, известный японский «гибрид» «Тойота Приус» стоимостью около 30 тыс. долларов обойдется покупателю дешевле почти на 1,5 тыс. долларов.

Французский экопоцелуй

Японская «Тойота Приус» стала хитом продаж во многом благодаря большим «экологическим» скидкам (фото: ИТАР-ТАСС)

Другой пример – Франция. Правительство этой страны в последние годы предприняло ряд мер, которые всячески подталкивают граждан к покупке «экологичных» автомобилей. Делается же это в том числе с помощью добавочного налога, который был введен в 2006 году.

Теперь один «выхлопной» грамм в диапазоне от 201–250 граммов СО2 на километр стоит 2 евро, а от 350 граммов и выше – четыре. В результате владелец десятилетнего Citroen C6 с объемом выхлопа около 340 граммов СО2 на километр вынужден платить порядка 580 евро «экологического» взноса. Более того, для машин с выбросами от 350 граммов и выше существует еще и ежегодный «сверхналог» в размере 160 евро. Таким образом, не стоит удивляться, что многие автомобили во Франции сегодня не старше 3–4 лет.

Испанский вариант

Немного другой подход в Испании. Здесь любой покупатель новой машины должен уплатить в государственный бюджет налог на регистрацию авто, и размер последнего как раз и зависит от количества выбросов приобретенного автомобиля в окружающую среду.

Для примера: в том случае если машина может похвастаться выбросом в атмосферу менее 120 граммов углекислого газа на километр пробега, то налог на ее регистрацию не нужно платить вовсе. Покупатель среднестатистической машины с бензиновым двигателем до 1,6 тыс. «кубиков» заплатит уже не менее 7% ее цены. Владельцам же самых «грязных» авто придется дополнительно заплатить и вовсе почти 15% от их номинальной стоимости.

В общем, мировой опыт показывает, что, законодательным образом стимулируя собственных граждан избавляться от автохлама, государства хорошо пополняют свой бюджет и к тому же развивают автопром. Другое дело, что сами автолюбители от этого не в восторге.

«В России, как правило, владельцы старых машин – это люди небольшого достатка, и увеличение для них налогов (пусть и относительно небольших) вполне может вызвать социальное недовольство», – считает старший юрист компании «Налоговик» Антон Кротин.

К слову, свое негативное отношение к инициативе Минпромторга в части транспортного налога уже высказал Минфин. «Наше ведомство не поддерживает предложение Минпромторга о введении на федеральном уровне понижающих коэффициентов к базовой ставке транспортного налога в зависимости от экологического класса автомобиля», – сообщил «Интерфаксу» начальник отдела имущественных налогов Минфина Алексей Сорокин.

«Мы к этому относимся отрицательно, потому что данный налог региональный, и в рамках ранее принятых поправок к 28-й главе Налогового кодекса была введена норма, которая предусматривает право субъекта РФ дифференцировать базовые ставки налога в зависимости как от возраста автомобиля, так и от экологического класса», – резюмировал Сорокин.

Текст: Дмитрий Киров

Вам может быть интересно

ВС России взяли под контроль три четверти Новоивановки в Курской области
Темы дня

«Орешник» донесет до Киева переговорную позицию России

Россия наладила серийное производство новейшей баллистической ракеты «Орешник» – и сейчас определяется с новыми целями на территории Украины, среди которых могут быть центры принятия решений в Киеве. По словам Владимира Путина, в случае массированного удара «Орешником» мощь будет сопоставима с применением ядерного оружия. Какие объекты могут оказаться в числе целей и как воспримут такое предупреждение на Западе и в Киеве?

Турция развязывает новый крупный сирийский конфликт

Обстановка в Сирии резко обострилась. Сразу несколько антиправительственных группировок атаковали на широком фронте посты сирийской правительственной армии западнее Алеппо. Эта атака настолько масштабна, что есть основание говорить о возобновлении внутрисирийского вооруженного конфликта при явном содействии Анкары. Как и почему такое произошло?

В России предложили создать альтернативу Нобелевской премии

Украинские военкомы заставили закрываться рестораны Львова

Умерла актриса «Улиц разбитых фонарей» Карпова

Новости

Названы сроки запуска миссии «Луна-26»

Поставка летного образца научной аппаратуры для миссии «Луна-26» ожидается в третьем квартале 2026 года, сообщил гендиректор НПО им. Лавочкина Дмитрий Яременко.

Зеленский отменил наказание для решивших вернуться на службу дезертиров

Президент Украины Владимир Зеленский одобрил закон, разрешающий украинцам, впервые покинувшим воинскую часть, добровольно вернуться на службу без наказания.

Минфин опроверг обсуждение повышения порога валютной выручки

Минфин России не рассматривает возможность повышения обязательного порога продажи валютной выручки для экспортеров, несмотря на недавние изменения в законодательстве.

ЕС решил покрыть неотложные потребности Украины за счет доходов от активов РФ

Евросоюз и Украина подписали меморандум о предоставлении Киеву 18,1 млрд евро в виде макрофинансовой помощи для покрытия неотложных нужд.

Росавиация разрешила эксплуатировать Superjet 100 после пожара самолета в Анталье

Предварительная причина возгорания двигателя SSJ-100 авиакомпании «Азимут» не связана с конструкцией самолета, заверила Росавиация, подчеркивая важность всестороннего расследования.

«Грузинская мечта» разъяснила позицию по сближению с Евросоюзом

Председатель парламентской фракции правящей «Грузинской мечты» Мамука Мдинарадзе детально разъяснил план властей страны, которые заявили, что до 2028 года не будут ставить вопрос начала переговоров о членстве в Евросоюзе, передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.

Путин: Я не знал, что Меркель боится собак

Президент России Владимир Путин заявил, что не знал о страхе перед собаками бывшего канцлера Германии Ангелы Меркель. Так он прокомментировал эпизод из мемуаров Меркель, где она описывает встречу с лабрадором президента во время переговоров в Сочи.

90 ракет и 100 дронов поразили 17 ключевых объектов ОПК Украины

Вооруженные силы России атаковали ключевые объекты военной промышленности Украины, используя 90 ракет и 100 дронов «Герань-2», поразив 17 целей, сообщило Минобороны.

Грузия замораживает переговоры с ЕС на четыре года

Грузия приняла решение заморозить вопрос начала переговоров с Евросоюзом о членстве до 2028 года, заявил на брифинге премьер-министр Ираклий Кобахидзе, передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.

«Искандер» уничтожил девять французских наемников в Одессе

В результате удара ракетным комплексом «Искандер» по Одессе были уничтожены 72 бойца, среди которых девять французских специалистов.

Сирийская армия уничтожила 400 боевиков в Алеппо и Идлибе

В результате нападения боевиков в провинциях Алеппо и Идлиб было уничтожено по меньшей мере 400 боевиков террористической группировки «Джабхат ан-Нусра» (организация, запрещенная на территории России). Бои продолжаются при активной поддержке российской авиации.

Ковальчук заявил о кризисе европейской науки без ученых из России

Президент Национального исследовательского центра «Курчатовский институт» Михаил Ковальчук заявил, что Европа сталкивается с проблемами в науке из-за запрета на участие российских ученых в совместных проектах.
Мнения

Сергей Лебедев: Трамп собирает силы для конфликта с Китаем

В США преимущественно не воспринимают Китай как СССР 2.0. Враждебность к Китаю носит более экономический характер – Пекин обвиняют в подрыве американского экономического могущества, уничтожении рабочих мест и якобы имеющем место манипулировании валютным курсом.

Сергей Миркин: Залужный увидел шанс стать Зеленским

Хорошо выступать за Киев против Москвы, когда на войну можно смотреть как на шоу по телевизору. А вот когда появится реальное чувство опасности, что из-за украинских политиков война придет и в твой дом, отношение к конфликту будет совсем другое.

Сергей Худиев: Прощение создает противовес озлобленности

Певец Эдуард Шарлот (включен в перечень террористов и экстремистов) мало кому известен своей музыкой, зато приобрел известность благодаря грубым и хамским роликам, в которых среди прочего оскорблял патриарха Кирилла. Но церковь его простила. Почему?
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?