Экономика

14 сентября 2010, 19:35

Что принесет для экономики увеличение налога на старые авто

Фото: ИТАР-ТАСС

Чиновники хотят привязать транспортный налог к экологии: для владельцев машин старше пяти лет он вырастет на 100%. Эксперты признают: если для российских автолюбителей подобное развитие событий станет серьезным ударом, то для реформируемого отечественного автопрома – настоящей палочкой-выручалочкой.

Налоговая реформа

Минпромторг России хочет в два раза увеличить базовую ставку транспортного налога на автомобили, выпущенные до 1 января 2006 года. Соответствующее предложение содержится в разосланном на согласование в различные ведомства письме замминистра промышленности Андрея Дементьева.

Каким образом лучше всего стимулировать россиян избавляться от старых автомобилей?






Проголосовать
В частности, министерство предлагает привязать базовую ставку транспортного налога на легковые автомобили к экологическому классу транспортного средства, сообщает «Интерфакс». За основу будет взят стандарт «Евро-4» – для машин такого класса ставку менять не будут. Для автомобилей стандарта «Евро-5» чиновники из Минпромторга предлагают использовать 30-процентную скидку к базовой ставке транспортного налога.

Для авто стандарта «Евро-3» повышение к базовой ставке составит 20%, для «Евро-2» – 60%. Больше всего не повезет владельцам автомобилей старше пяти лет: базовая ставка для машин, выпущенных в обращение до 1 января 2006 года, может быть увеличена сразу на 100%.

Народ против...

Отраслевые эксперты признают: если инициативы Минпромторга воплотятся в жизнь, то для многих из россиян это станет настоящим ударом. «Проблема в том, что более половины машин в России старше пяти лет, а следовательно, для их владельцев будет введено фактически второе налогообложение», – комментирует лидер движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков.

Его слова подтверждает статистика: согласно данным «Автостата», в России лишь 28% легковых автомобилей находятся в эксплуатации меньше пяти лет, причем в Сибири их доля составляет 12,2%, а на Дальнем Востоке – и вовсе всего 2,6%.

Наглядный пример: если сегодня владелец семилетней BMW третьей серии мощностью 170 л. с. платит в Москве транспортный налог в размере 6,46 тыс. рублей, то после «реформы» от ведомства Виктора Христенко он будет вынужден платить уже почти 13 тыс. рублей.

«Совершенно непонятно, зачем надо стимулировать народ избавляться от, например, пятилетних иномарок, на которых ездит полстраны, – недоумевает замруководителя управления бухгалтерского, налогового и правового консалтинга компании «ФинЭкспертиза» Елена Корнетова. – А как люди будут избавляться от машин? Продавать другим владельцам? Но и те, другие, понимая, что им придется платить высокий транспортный налог, не слишком охотно будут приобретать такие авто или же будут снижать цены, делая сделку невыгодной для продавца».

В результате же, по мнению Корнетовой,  пострадают ни в чем не повинные автовладельцы, которые имели несчастье купить машину не того года выпуска.

...А экономика – за

Впрочем, если рядовые автолюбители, ценящие подержанные авто за экономичность и качество, от реформы Минпромторга проиграют, то активно реформируемое российское автомобилестроение в частности и экономика в целом, наоборот, выиграют. Во-первых, при грамотной организации системы взимания транспортного налога резко возрастут доходы региональных бюджетов.

Во-вторых, рост налогообложения старых машин сделает менее выгодной их эксплуатацию, что заставит часть автолюбителей обратить взгляд на производящиеся в России авто (как отечественные, так и иномарки). А следовательно, повышение транспортного налога даст смотрящим на перспективу автоконцернам сигнал увеличивать объемы производства (большинство новых импортных и российских автомобилей соответствуют стандарту «Евро-4»).

#{smallinfographicleft=339469}К слову, именно благодаря большому налогообложению подержанных машин ряду стран, которых сегодня принято называть локомотивами мирового автомобилестроения, удалось поднять свой автопром.

Самый характерный пример – Япония. Долгое время в Стране восходящего солнца действовала такая система: чем старше авто, тем дороже стоил техосмотр, и к пяти годам он превышал 1 тыс. долларов. После же 80–100 тыс. пробега техосмотр нельзя было пройти без замены очень многих дорогих агрегатов транспортного средства, что также стимулировало автолюбителей пересаживаться на более новые машины, а старые сбывать перекупщикам, которые отправляли их в менее принципиальные страны (например, в Россию).

А с началом кризиса власти Японии ввели новые меры, стимулирующие переходить на новые машины. Сегодня при покупке автомобиля в Японии необходимо заплатить два налога: потребительский (он составляет 5% от стоимости машины) и так называемый налог на массу авто, который взимается ежегодно (в случае с легковым транспортом – 500–700 долларов). С апреля 2009 года размер налога можно было снизить по специальной «экологической» шкале.

Так, машины с гибридным двигателем или электромотором избавляются от налогов на 100%. Сокращение на 75% положено для тех авто, выхлоп которых на 25% меньше официально допустимого максимума, а на 50% – для машин с выбросами на 15% ниже разрешенного уровня. В результате, скажем, известный японский «гибрид» «Тойота Приус» стоимостью около 30 тыс. долларов обойдется покупателю дешевле почти на 1,5 тыс. долларов.

Французский экопоцелуй

Японская «Тойота Приус» стала хитом продаж во многом благодаря большим «экологическим» скидкам (фото: ИТАР-ТАСС)

Другой пример – Франция. Правительство этой страны в последние годы предприняло ряд мер, которые всячески подталкивают граждан к покупке «экологичных» автомобилей. Делается же это в том числе с помощью добавочного налога, который был введен в 2006 году.

Теперь один «выхлопной» грамм в диапазоне от 201–250 граммов СО2 на километр стоит 2 евро, а от 350 граммов и выше – четыре. В результате владелец десятилетнего Citroen C6 с объемом выхлопа около 340 граммов СО2 на километр вынужден платить порядка 580 евро «экологического» взноса. Более того, для машин с выбросами от 350 граммов и выше существует еще и ежегодный «сверхналог» в размере 160 евро. Таким образом, не стоит удивляться, что многие автомобили во Франции сегодня не старше 3–4 лет.

Испанский вариант

Немного другой подход в Испании. Здесь любой покупатель новой машины должен уплатить в государственный бюджет налог на регистрацию авто, и размер последнего как раз и зависит от количества выбросов приобретенного автомобиля в окружающую среду.

Для примера: в том случае если машина может похвастаться выбросом в атмосферу менее 120 граммов углекислого газа на километр пробега, то налог на ее регистрацию не нужно платить вовсе. Покупатель среднестатистической машины с бензиновым двигателем до 1,6 тыс. «кубиков» заплатит уже не менее 7% ее цены. Владельцам же самых «грязных» авто придется дополнительно заплатить и вовсе почти 15% от их номинальной стоимости.

В общем, мировой опыт показывает, что, законодательным образом стимулируя собственных граждан избавляться от автохлама, государства хорошо пополняют свой бюджет и к тому же развивают автопром. Другое дело, что сами автолюбители от этого не в восторге.

«В России, как правило, владельцы старых машин – это люди небольшого достатка, и увеличение для них налогов (пусть и относительно небольших) вполне может вызвать социальное недовольство», – считает старший юрист компании «Налоговик» Антон Кротин.

К слову, свое негативное отношение к инициативе Минпромторга в части транспортного налога уже высказал Минфин. «Наше ведомство не поддерживает предложение Минпромторга о введении на федеральном уровне понижающих коэффициентов к базовой ставке транспортного налога в зависимости от экологического класса автомобиля», – сообщил «Интерфаксу» начальник отдела имущественных налогов Минфина Алексей Сорокин.

«Мы к этому относимся отрицательно, потому что данный налог региональный, и в рамках ранее принятых поправок к 28-й главе Налогового кодекса была введена норма, которая предусматривает право субъекта РФ дифференцировать базовые ставки налога в зависимости как от возраста автомобиля, так и от экологического класса», – резюмировал Сорокин.

Текст: Дмитрий Киров

Вам может быть интересно

НАБУ и САП разоблачили ОПГ депутатов Рады
Темы дня

2025 год заставил Запад пересмотреть ключевой тезис о силе России

Тезис о нанесении России «стратегического поражения на поле боя» в 2025 году почти вышел из употребления даже среди западных лидеров. А ведь с 2022 года он провозглашался как единственная политическая цель в отношениях между Западом и Москвой. Что и как заставило западные элиты пересмотреть свой подход?

Дерзкая операция российских штурмовиков приблизила освобождение Гуляйполя

Всего лишь трое российских бойцов, как выяснилось, смогли захватить командный пункт батальона ВСУ в Гуляйполе. Эта дерзкая операция стала еще одним эпизодом битвы за освобождение города, который является ключевым пунктом обороны ВСУ на южном участке. Как проходит эта операция и что будет после ее завершения?

Военный эксперт Кнутов объяснил массированный удар возмездия по Украине

Политолог отреагировал на разоблачение ОПГ депутатов в Верховной раде

Боец MMA Монсон пожаловался на ненавистный российский обычай

Новости

Депутат японского парламента Судзуки понял в Москве, в чем сила России

Во время визита в Москву, где японский парламентарий встретился с замглавы МИД России Андреем Руденко, господин Мунэо был очарован праздничной иллюминацией и торжественной атмосферой, которая была создана в центре столицы.

Захарова прокомментировала видео празднования Рождества на Украине

Официальный представитель МИД России Мария Захарова прокомментировала видео, на котором в день празднования Рождества на Украине участники в языческих костюмах признались, что не знают, кто такой Иисус Христос.

Воспитанник футбольного ЦСКА Адамс получил огнестрельное ранение в Подмосковье

В Звенигороде в Московской области был госпитализирован воспитанник футбольного ЦСКА Лионель Адамс после конфликта с применением огнестрельного оружия, пишут СМИ.

Спасатели раскрыли детали ЧП с затонувшей машиной в Якутии

Сотрудники Службы спасения Якутии рассказали об обстоятельствах инцидента с затоплением автомобиля в Якутске и раскрыли подробности проведения спасательной операции.

Российские силовики узнали, чей ноутбук нашли при взятии штаба ВСУ в Гуляйполе

Служебный ноутбук с личными данными младшего лейтенанта ВСУ был обнаружен в оставленном подразделением блиндаже вместе с документацией и оборудованием, рассказали в российских силовых структурах.

Украинские солдаты в Косовцево встретили штурм российских войск за чаем

Украинские солдаты были застигнуты врасплох российскими штурмовиками во время чаепития в одном из домов в поселке Косовцево Запорожской области.

Военный эксперт рассказал о роли в РДК ликвидированного Капустина

Основатель запрещенного в РФ «Русского добровольческого корпуса» (РДК) Денис Капустин был ликвидирован в результате атаки дрона-камикадзе, но он являлся медийной фигурой и не был реальным руководителем РДК, сказал газете ВЗГЛЯД военный эксперт Михаил Онуфриенко. Капустин был уничтожен на Запорожском направлении в ночь на субботу.

В Италии оценили ущерб от запрета импорта сантехники в Россию

Итальянские предприятия могут ежегодно недополучать порядка 140 млн евро из-за запрета на экспорт сантехники в Россию, существенно пострадают малые и средние компании, заявил президент Итало-Российской торговой палаты Винченцо Трани.

Дипломат предупредил о последствиях демонтажа Латвией железной дороги в Россию

Временный поверенный в делах России в Риге Дмитрий Касаткин заявил, что демонтаж железной дороги из Латвии в Россию ударит по латвийским доходам и отразится на дефицитном бюджете республики.

Google сообщила провайдерам о вывозе старых серверов из России

Компания Google направила российским интернет-провайдерам письмо с уведомлением о выводе из эксплуатации серверов Dell R720, использовавшихся в системе Google Global Cache (GGC).

Российский командир рассказал об уничтожении «мелких шаек» ВСУ в Купянске

Российские военные продолжают уничтожать небольшие группы противника на улицах Купянска.

Трамп накануне встречи с Зеленским заявил об одном важном условии

Накануне встречи с главой киевского режима Владимиром Зеленским, который представит новый мирный план из 20 пунктов, американский лидер Дональд Трамп заявил в интервью Politico заявил, что его визави ничего не получит без одобрения главы Белого дома.
Мнения

Евдокия Шереметьева: Почему дети задерживаются в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

Борис Джерелиевский: Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

Игорь Горбунов: Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов