Экономика

14 сентября 2010, 19:35

Что принесет для экономики увеличение налога на старые авто

Фото: ИТАР-ТАСС

Чиновники хотят привязать транспортный налог к экологии: для владельцев машин старше пяти лет он вырастет на 100%. Эксперты признают: если для российских автолюбителей подобное развитие событий станет серьезным ударом, то для реформируемого отечественного автопрома – настоящей палочкой-выручалочкой.

Налоговая реформа

Минпромторг России хочет в два раза увеличить базовую ставку транспортного налога на автомобили, выпущенные до 1 января 2006 года. Соответствующее предложение содержится в разосланном на согласование в различные ведомства письме замминистра промышленности Андрея Дементьева.

Каким образом лучше всего стимулировать россиян избавляться от старых автомобилей?






Проголосовать
В частности, министерство предлагает привязать базовую ставку транспортного налога на легковые автомобили к экологическому классу транспортного средства, сообщает «Интерфакс». За основу будет взят стандарт «Евро-4» – для машин такого класса ставку менять не будут. Для автомобилей стандарта «Евро-5» чиновники из Минпромторга предлагают использовать 30-процентную скидку к базовой ставке транспортного налога.

Для авто стандарта «Евро-3» повышение к базовой ставке составит 20%, для «Евро-2» – 60%. Больше всего не повезет владельцам автомобилей старше пяти лет: базовая ставка для машин, выпущенных в обращение до 1 января 2006 года, может быть увеличена сразу на 100%.

Народ против...

Отраслевые эксперты признают: если инициативы Минпромторга воплотятся в жизнь, то для многих из россиян это станет настоящим ударом. «Проблема в том, что более половины машин в России старше пяти лет, а следовательно, для их владельцев будет введено фактически второе налогообложение», – комментирует лидер движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков.

Его слова подтверждает статистика: согласно данным «Автостата», в России лишь 28% легковых автомобилей находятся в эксплуатации меньше пяти лет, причем в Сибири их доля составляет 12,2%, а на Дальнем Востоке – и вовсе всего 2,6%.

Наглядный пример: если сегодня владелец семилетней BMW третьей серии мощностью 170 л. с. платит в Москве транспортный налог в размере 6,46 тыс. рублей, то после «реформы» от ведомства Виктора Христенко он будет вынужден платить уже почти 13 тыс. рублей.

«Совершенно непонятно, зачем надо стимулировать народ избавляться от, например, пятилетних иномарок, на которых ездит полстраны, – недоумевает замруководителя управления бухгалтерского, налогового и правового консалтинга компании «ФинЭкспертиза» Елена Корнетова. – А как люди будут избавляться от машин? Продавать другим владельцам? Но и те, другие, понимая, что им придется платить высокий транспортный налог, не слишком охотно будут приобретать такие авто или же будут снижать цены, делая сделку невыгодной для продавца».

В результате же, по мнению Корнетовой,  пострадают ни в чем не повинные автовладельцы, которые имели несчастье купить машину не того года выпуска.

...А экономика – за

Впрочем, если рядовые автолюбители, ценящие подержанные авто за экономичность и качество, от реформы Минпромторга проиграют, то активно реформируемое российское автомобилестроение в частности и экономика в целом, наоборот, выиграют. Во-первых, при грамотной организации системы взимания транспортного налога резко возрастут доходы региональных бюджетов.

Во-вторых, рост налогообложения старых машин сделает менее выгодной их эксплуатацию, что заставит часть автолюбителей обратить взгляд на производящиеся в России авто (как отечественные, так и иномарки). А следовательно, повышение транспортного налога даст смотрящим на перспективу автоконцернам сигнал увеличивать объемы производства (большинство новых импортных и российских автомобилей соответствуют стандарту «Евро-4»).

#{smallinfographicleft=339469}К слову, именно благодаря большому налогообложению подержанных машин ряду стран, которых сегодня принято называть локомотивами мирового автомобилестроения, удалось поднять свой автопром.

Самый характерный пример – Япония. Долгое время в Стране восходящего солнца действовала такая система: чем старше авто, тем дороже стоил техосмотр, и к пяти годам он превышал 1 тыс. долларов. После же 80–100 тыс. пробега техосмотр нельзя было пройти без замены очень многих дорогих агрегатов транспортного средства, что также стимулировало автолюбителей пересаживаться на более новые машины, а старые сбывать перекупщикам, которые отправляли их в менее принципиальные страны (например, в Россию).

А с началом кризиса власти Японии ввели новые меры, стимулирующие переходить на новые машины. Сегодня при покупке автомобиля в Японии необходимо заплатить два налога: потребительский (он составляет 5% от стоимости машины) и так называемый налог на массу авто, который взимается ежегодно (в случае с легковым транспортом – 500–700 долларов). С апреля 2009 года размер налога можно было снизить по специальной «экологической» шкале.

Так, машины с гибридным двигателем или электромотором избавляются от налогов на 100%. Сокращение на 75% положено для тех авто, выхлоп которых на 25% меньше официально допустимого максимума, а на 50% – для машин с выбросами на 15% ниже разрешенного уровня. В результате, скажем, известный японский «гибрид» «Тойота Приус» стоимостью около 30 тыс. долларов обойдется покупателю дешевле почти на 1,5 тыс. долларов.

Французский экопоцелуй

Японская «Тойота Приус» стала хитом продаж во многом благодаря большим «экологическим» скидкам (фото: ИТАР-ТАСС)

Другой пример – Франция. Правительство этой страны в последние годы предприняло ряд мер, которые всячески подталкивают граждан к покупке «экологичных» автомобилей. Делается же это в том числе с помощью добавочного налога, который был введен в 2006 году.

Теперь один «выхлопной» грамм в диапазоне от 201–250 граммов СО2 на километр стоит 2 евро, а от 350 граммов и выше – четыре. В результате владелец десятилетнего Citroen C6 с объемом выхлопа около 340 граммов СО2 на километр вынужден платить порядка 580 евро «экологического» взноса. Более того, для машин с выбросами от 350 граммов и выше существует еще и ежегодный «сверхналог» в размере 160 евро. Таким образом, не стоит удивляться, что многие автомобили во Франции сегодня не старше 3–4 лет.

Испанский вариант

Немного другой подход в Испании. Здесь любой покупатель новой машины должен уплатить в государственный бюджет налог на регистрацию авто, и размер последнего как раз и зависит от количества выбросов приобретенного автомобиля в окружающую среду.

Для примера: в том случае если машина может похвастаться выбросом в атмосферу менее 120 граммов углекислого газа на километр пробега, то налог на ее регистрацию не нужно платить вовсе. Покупатель среднестатистической машины с бензиновым двигателем до 1,6 тыс. «кубиков» заплатит уже не менее 7% ее цены. Владельцам же самых «грязных» авто придется дополнительно заплатить и вовсе почти 15% от их номинальной стоимости.

В общем, мировой опыт показывает, что, законодательным образом стимулируя собственных граждан избавляться от автохлама, государства хорошо пополняют свой бюджет и к тому же развивают автопром. Другое дело, что сами автолюбители от этого не в восторге.

«В России, как правило, владельцы старых машин – это люди небольшого достатка, и увеличение для них налогов (пусть и относительно небольших) вполне может вызвать социальное недовольство», – считает старший юрист компании «Налоговик» Антон Кротин.

К слову, свое негативное отношение к инициативе Минпромторга в части транспортного налога уже высказал Минфин. «Наше ведомство не поддерживает предложение Минпромторга о введении на федеральном уровне понижающих коэффициентов к базовой ставке транспортного налога в зависимости от экологического класса автомобиля», – сообщил «Интерфаксу» начальник отдела имущественных налогов Минфина Алексей Сорокин.

«Мы к этому относимся отрицательно, потому что данный налог региональный, и в рамках ранее принятых поправок к 28-й главе Налогового кодекса была введена норма, которая предусматривает право субъекта РФ дифференцировать базовые ставки налога в зависимости как от возраста автомобиля, так и от экологического класса», – резюмировал Сорокин.

Текст: Дмитрий Киров

Вам может быть интересно

Российские войска освободили село Старица в Харьковской области
Темы дня

«Ухилянты» нашли три способа перехитрить Зеленского

Киевский режим продолжает закручивать гайки тотальной мобилизации: на Украине вступает в силу соответствующий закон. Какие новые меры придумали украинские власти для того, чтобы загнать жителей страны в ВСУ – и как изощряются украинцы, чтобы перехитрить военкомов и все-таки остаться в живых?

Какой должна быть буферная зона России в Харьковской области

Владимир Путин заявил, что Россия занялась созданием буферной зоны в Харьковской области для предотвращения ударов ВСУ по приграничным городам РФ. О необходимости создания санитарного коридора говорят и в экспертном сообществе. Какими должны быть границы этой зоны и чем создание подобного коридора обернется для противника?

США делают новый шаг для превращения космоса в зону боевых действий

В Киргизии рассказали о причине массовых беспорядков с участием иностранцев

Стало известно, каким оружием был уничтожен склад ВСУ в Одессе

Новости

Сержанта признали виновным в гибели семерых сослуживцев

Присяжные Второго Западного окружного военного суда вынесли обвинительный вердикт по уголовному делу бывшего командира взвода сержанта Дмитрия Лобовикова.

WSJ: Киев просит Вашингтон снять запрет на атаки по российской территории

Украинские власти обратились к Вашингтону с просьбой снять ограничения на использование американского оружия для ударов по российской территории, однако получили отказ, пишет газете The Wall Street Journal.

В Бишкеке в ходе ночных беспорядков пострадали 29 человек

В Бишкеке в ходе ночных беспорядков пострадали 29 человек, в больнице находятся два пациента с диагнозом «закрытая черепно-мозговая травма», сообщает Минздрав Киргизии.

Зеленский потребовал более ста самолетов F-16 для «паритета» в воздухе

У Украины есть четверть необходимого вооружения для ПВО, а для обеспечения «паритета» в воздушном пространстве Киеву нужно от 120 до 130 современных самолетов, в частности, истребителей F-16, заявил в интервью AFP украинский президент Владимир Зеленский.

В США выразили беспокойство развитием отношений России и Китая

США обеспокоены развитием отношений России и Китая и продолжают внимательно следить за ними. Об этом заявил координатор Белого дома по стратегическим коммуникациям Джон Кирби.

Пожар начался на борту нефтяного танкера у берегов Йемена после ракетного удара

Пожар вспыхнул на борту шедшего под флагом Панамы нефтяного танкера в результате ракетного удара у берегов йеменского города Моха, пишет агентство Reuters.

Российские войска нанесли удар по аэродрому и промзоне в украинском Миргороде

Российские военные нанесли авиаудары по военному аэродрому и промышленной зоне в городе Миргород Полтавской области Украины, сообщил координатор николаевского подполья Сергей Лебедев.

В Минкультуры заявили о кратном росте качества российского кино

В условиях западных санкций качество российского кино выросло "кратно", а кинозалы полны зрителей, сообщил журналистам заместитель министра культуры России Андрей Малышев.

В Италии нашли могилу воевавшего за «Правый сектор» наемника

Итальянский наемник Бенджамин Джорджо Галли сражался на Украине под флагом организации «Правый сектор» (признана террористической и запрещена на территории России), и попал под обстрелы возле Харькова.

Суд назвал «безнравственным» перевод IKEA 12,9 млрд рублей за границу

Арбитражный суд Московской области по иску ФНС признал перевод структурой IKEA 12,9 млрд рублей за границу «противной основам правопорядка или нравственности».

Трамп объяснил конфликт на Украине «глупостью» американских властей

Бывший президент США Дональд Трамп считает, что конфликт на Украине произошел из-за того, что в США у власти находятся «глупые люди». Такое мнение он выразил, выступая на мероприятии республиканцев в штате Миннесота.

При обстреле из HIMARS Скадовска в Херсонской области пострадали 11 человек

Количество пострадавших при обстреле Скадовска украинской армией из РСЗО HIMARS увеличилось до 11 человек, сообщили в пресс-службе губернатора Владимира Сальдо.
Мнения

Владимир Добрынин: В Британии начали понимать губительность конфронтации с Россией

Доминик Каммингс завершил интервью эффектным выводом: «Урок, который мы преподали Путину, заключается в следующем: мы показали ему, что мы – кучка гребанных шутов. Хотя Путин знал об этом и раньше».

Тимофей Бордачёв: Выстрелы в Фицо показали обреченность Восточной Европы

Если несогласие с выбором соотечественников может привести к попытке убить главу правительства, то значит устойчивая демократия в странах Восточной Европы так и не была построена, несмотря на обещанное Западом стабильное развитие.

Евдокия Шереметьева: «Кормили русские. Украинцы по нам стреляли»

Мариупольцы вспоминают, что когда только начинался штурм города, настроения были разные. Но когда пришли «азовцы» и начали бесчинствовать, никому уже объяснять ничего не надо было.
Вопрос дня

За что теперь будет отвечать Сергей Шойгу?