Ростелеком подсчитал потери российских операторов связи в результате применения технологии интернет-телефонии Skype на российском рынке. Так, в 2009 году они составили примерно 6,7 млрд рублей.
Если сотовые операторы научатся и начнут дифференцировать трафик данных, то превращение их в «трубу» не произойдет
В настоящее время от более широкого распространения сервисов типа Skype пользователей удерживает низкое проникновение услуг широкополосного доступа (ШПД) к сети Интернет в регионах России. При этом прогнозируемый прирост в 2010 году составит 16 млн, в 2011 году – 18,6 млн абонентов.
Недополученная выручка российских операторов может составить в 2011 году 10,5 млрд рублей.
На заседании экспертного совета Ростелекома по вопросам связи было также отмечено, что современное состояние регуляторной базы в сфере связи в России и СНГ затрудняет предоставление услуг на основе технологии Skype, а подчас делает их оказание противозаконным.
Вместе с тем, по словам замруководителя ФАС Анатолия Голомолзина, появление на рынке новых инновационных технологий предоставления услуг связи, к которым относится IP-телефония, в том числе Skype, позволяют удешевить связь в 10–15 раз. «Этот сегмент рынка развивается очень активно», – добавил он, передает «Интерфакс».
Одним из способов борьбы сотовых операторов со Skype может стать внедрение биллинговой системы, способной различать виды контента и тарифицировать их по отдельности. Владельцы IP-телефонии оплачивают услугу доступа выхода в Интернет по безлимитному тарифу и могут свободно общаться по Skype, а с внедрением биллинговой системы разговор по Skype будет оплачиваться по отдельному тарифу.
Эксперты предполагают, что если сотовые операторы не внедрят биллинговую систему тарификации, то многие перейдут на IP-телефонию, в тот же Skype. «Я думаю, что сотовые операторы понимают, что в итоге весь голос уйдет в IP, так что психологически они готовы к этому. Но технологически и с точки зрения бизнеса – еще нет», – комментирует газете ВЗГЛЯД ведущий консультант департамента беспроводных технологий J'son & Partners Consulting Виталий Солонин.
«Если сотовые операторы научатся и начнут дифференцировать трафик данных, то превращение их в «трубу» не произойдет. Точнее, это будет умная «труба», которая себя окупит», – предположил Солонин.
По оценкам эксперта, при внедрении дифференцированного трафика стоимость звонков по Skype должна быть дешевле в два–три раза традиционной связи, «иначе этот сервис теряет смысл для пользователя».
Вместе с тем, согласно статистике, в России активно растет количество владельцев смартфонов или коммуникаторов, которые имеют доступ к IP-телефонии. Так, по данным исследования компании Nielsen, проведенного в 2009 г., россияне занимают четвертое место в рейтинге стран с наибольшим количеством владельцев сотовых телефонов, пользующихся мобильным Интернетом, после США, Великобритании и Италии.
По данным исследования компании TeleGeography, в России степень проникновения IP-телефонии в сегменте международных звонков в 2009 году, по различным оценкам, составляла от 30 до 42%.
Об активности использования Skype говорит и резкое увеличение интернет-трафика мобильными операторами. Так, по данным Comnews Research, с 2007-го по 2009 год он вырос в 5,3 раза и составил 13,9 петабайта. Доходы от предоставления услуг мобильного Интернета выросли втрое – с 13,5 млрд до 41,6 млрд рублей.
Однако в будущем количество пользователей мобильного Интернета будет только нарастать. Так, по оценкам J'son & Partners, к 2013 году цифра достигнет 71 млн человек, для сравнения – в 2009 году их было всего лишь 5,8 млн человек.