Быстрые километры
В понедельник департамент информационной политики губернатора Свердловской области распространил информацию о строительстве высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) между Екатеринбургом и Москвой.
#{image=336903} Предполагается, что магистраль соединит Москву, Владимир, Нижний Новгород, Казань и Екатеринбург. Кроме того, дорога будет иметь ответвления до крупных городов Уральского региона – Перми, Уфы, Челябинска, Тюмени и Нижнего Тагила.
Таким образом, скоростная «железка» пройдет по территории девяти субъектов Федерации: Московской, Владимирской, Нижегородской областей, Татарстана, Башкирии, Пермского края, Свердловской, Челябинской и Тюменской областей.
Протяженность магистрали составит 2,1 тыс. километров, а на ее различных «ветках» можно будет ставить подвижной состав разной вместимости. Планируется также, что железную дорогу будут строить с двух сторон – из Екатеринбурга и из Москвы (так в свое время, кстати, возводили Транссиб).
Режим наибольшего благоприятствования
Уже сегодня ясно, что губернатор Свердловской области Александр Мишарин – к слову, в прошлом железнодорожник и чиновник Минтранса – постарался обеспечить строительству ВСМ между Екатеринбургом и Москвой максимальную административную поддержку.
В частности, Мишарин уже подписал распоряжение о придании проекту строительства ВСМ Екатеринбург – Москва статуса губернаторской программы. Финансировать и контролировать расходы на разработку организационно-правовой модели строительства магистрали будет некоммерческая организация «Фонд губернаторских программ Свердловской области».
При этом в правительстве Свердловской области уже придумали, как будет вестись строительство. Согласно предварительным прикидкам, либо каждая область станет отвечать за свой отрезок магистрали, либо все регионы создадут единый контролирующий орган, который будет заниматься поисками подрядных организаций.
Кроме того, предполагается, что проект ВСМ Екатеринбург – Москва войдет в программу инновационного развития транспортного комплекса Свердловской области, а в пресс-службе Мишарина подчеркнули, что инициативу уральцев уже поддержало руководство Татарстана.
#{image=336895}Цена вопроса
Если говорить о финансовой стороне проекта, то она такова. В департаменте информационной политики губернатора Свердловской области говорят о том, что стоимость строительства ВСМ Екатеринбург – Москва оценивается в 2,5 трлн рублей. При этом коэффициент рентабельности, согласно данным пресс-службы губернатора, составляет 1,4. Таким образом, при выходе на полную мощность экономическая выгода достигнет порядка 3,5 трлн рублей.
Однако в лагере Мишарина уверены: озвученный размер инвестиций можно сократить на 40%. В сообщении департамента информполитики отмечается, что если заказчик и исполнитель будут работать в рамках контракта жизненного цикла (КЖЦ), то себестоимость проекта сократится почти вдвое.
Суть подобного сотрудничества в следующем. Согласно контракту КЖЦ, инвестор станет строить дорогу за свой счет и будет работать на ней в течение всего расчетного срока эксплуатации (т.е. жизненного цикла). В свою очередь государство оплачивает за счет бюджетов различных уровней услуги по предоставлению объекта в пользование.
#{image=336906}Между теорией и практикой
По мнению отраслевых экспертов, проект новой высокоскоростной дороги между Екатеринбургом и Москвой в теории выглядит перспективно. В самом деле, сегодня поездка между этими городами занимает в среднем 26–27 часов. И учитывая, что в Свердловской области не скрывают, что ориентируются на опыт питерско-московского «Сапсана», можно прийти к выводу, что итоговое время в пути может быть снижено до 13–14 часов («Сапсан» преодолевает расстояние между Питером и Москвой в два раза быстрее обычных поездов).
«Этот проект действительно позволит улучшить сообщение между Уралом и Европейской частью России, – говорит ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. – Тем более, учитывая, что магистрали свяжут крупные региональные центры, это будет генерировать мощный мультипликативный эффект. Другое дело, что для успеха проекта необходимо согласие всех расположенных по этой магистрали регионов, а этого добиться будет очень непросто».
Ситуация осложняется тем, что на Урале уже объявлено о реализации двух транспортных мегастроек и все они соревнуются за «бюджетные» деньги. В частности, речь идет о проекте «Урал Промышленный – Урал Полярный» (свяжет развитые районы Среднего Урала с Полярным Уралом и севером Западной Сибири) и магистрали «Белкомур» (соединит Соликамск и Архангельск, ее продвигает губернатор Пермского края Олег Чиркунов).
Время есть
В свою очередь, как сообщил газете ВЗГЛЯД источник в Российской академии транспорта, он очень сомневается, что инициаторам ВСМ Екатеринбург – Москва удастся привлечь средства инвесторов под реализацию проекта. «Срок окупаемости в лучшем случае растянется на почти 20 лет, – говорит источник. – Учитывая, что в России частный бизнес вкладывает в проекты с максимальным «горизонтом» в пять лет, я не представляю, чем Мишарин сможет завоевать внимание инвесторов».
Сомнения экспертов вызывает и озвученная департаментом информационной политики губернатора Свердловской области цифра в 2,5 трлн рублей, которая необходима для строительства высокоскоростной магистрали.
«Учитывая масштабы работ и постоянно дорожающую стоимость стройматериалов, проект потребует инвестиций в размере 4 трлн рублей», – говорит замначальника Свердловской железной дороги по пассажирским перевозкам Сергей Нех.
Впрочем, в самом департаменте информационной политики губернатора Свердловской области признают – до непосредственной реализации проекта остается еще несколько лет. А значит, время для того, чтобы в деталях проработать экономическую модель ВСМ Екатеринбург – Москва и попытаться заранее ликвидировать все «болевые точки» проекта, у его инициаторов еще есть.