С акцентом на Сколково
Я отдаю себе отчет в том, что Сколково – это рискованный проект, но в риске тоже есть удовольствие, это своего рода адреналин
Главная дискуссия дня развернулась на конференции «Технополис – город инноваций», модератором которой стал помощник президента России Аркадий Дворкович. Первым взял слово Виктор Вексельберг, детально рассказавший о том, что будет сделано в рамках реализации проекта Сколково в этом году.
По его словам, всем нужно набраться терпения и ни в коем случае не ждать каких-то быстрых, скоропалительных результатов. Все серьезно и надолго. «Земля, например, вроде она у нас есть, но, к сожалению, ее нет... – развел руками Вексельберг. – Существует длительный законодательный процесс, прежде чем фонд станет реальным владельцем этой территории и сможет приступить к работе на ней».
«Начинаем работать прямо сейчас»
Впрочем, Виктор Вексельберг тут же сказал, что «мы не будем дожидаться этого и начинаем работать прямо сейчас». По его словам, уже рассматриваются предложения по строительству инфраструктуры, дорожных развязок, и в июле планируется запустить процесс по разработке архитектурной концепции Сколково. «В начале следующего года планируем уже подвести какие-то итоги этой работы, чтобы в следующем году уже приступить к реальному физическому развитию территории», – сказал Вексельберг.
Также ведется большая работа по выстраиванию отношений с ключевыми партнерами. В Сколково уже хотят работать и Google, и Microsoft, и даже – это Вексельберг подчеркнул особо – «великий Boeing рассматривает возможность приземления в Сколково». При этом, по его словам, ряд инновационных проектов собираются запустить уже сейчас, до появления инфраструктуры, то есть Сколково сначала будет работать в некоем виртуальном режиме. К слову, во время дискуссии была приведена интересная статистика о количестве противников и сторонников Сколково. «Есть от 10 до 20% активных сторонников, к которым относимся, наверное, и мы, сидящие в президиуме этой дискуссии, – сообщил Аркадий Дворкович. – Примерно 50% – скептики, но скептики разного плана: и конструктивные, и не очень. И есть 30% тех, кто вообще, в принципе не верит в этот проект».
Чубайс ответил скептикам
Присутствовавший во время дискуссии Анатолий Чубайс не смог не прокомментировать подобную статистику.
«Оппоненты, которых много, часто говорят о том, что у вас уже много всего, у вас есть технопарки, технико-внедренческие зоны, бизнес-инкубаторы, и все работает плохо. Так зачем вы хотите сделать еще что-то, что будет работать так же плохо, как все остальное? Отвечаю», – обратился глава Роснано к скептикам.
«То, что категорически необходимо стране для того, чтобы двигаться вперед, к инновационной экономике, – это получение нового качества, – не скрывал эмоций Чубайс. – Его у нас сейчас нет, ни в технопарках, ни в наукоградах, ни в технико-внедренческих зонах, хотя у каждого из этих институтов есть свои преимущества. И в этом смысле идея сконцентрировать у нас в одном месте ресурсы, чтобы создать такой шоу-кейс, образец прорыва в новое качество – это очень органично для нашей страны».
Напоследок Чубайс напомнил, что любая масштабная идея проходит три стадии: «этого не может быть никогда», «в этом что-то есть» и «да кто же этого не знает!». «Мы сейчас просто находимся на первой стадии», – резюмировал Чубайс.
«В риске есть удовольствие»
В целом же статусные участники форума не скрывали своего положительного отношения к Сколково. «Я думаю, что это очень интересный проект. И я жду от него большого эффекта, – заявил корреспонденту газеты ВЗГЛЯД член Совета Федерации Евгений Тарло. – Потому что, прежде всего, ему уделяет большое значение президент. Как известно, в России без подобного административного ресурса проекты столь большого масштаба не пройдут. Это залог успеха».
Также, по мнению политика, на руку проекту Сколково играет и его близость к Москве. «Если говорить реально, то вытащить инвесторов и интеллектуальные силы, которые есть в Москве, куда-нибудь в глубинку реально невозможно, – говорит Евгений Тарло. – В палатки сейчас уже никто не поедет. Процесс запуска очень надолго растянулся бы. Я думаю, что решение очень правильное. И оно позволит создать симбиоз науки и инвестирования».
«Я отдаю себе отчет в том, что Сколково – это рискованный проект, но в риске тоже есть удовольствие, это своего рода адреналин, – говорит управляющий партнер Almaz Capital Partners Александр Галицкий. – Мы видим, что компаниям трудно выходить на новые рынки, и мы предложили свой проект, и он попал в идеологию Сколково очень хорошо. И мы будем осуществлять его с поддержкой государства».