Почти по-братски
Эти ресурсы у нас есть, понимание, куда вкладывать – тоже. Это будет способствовать дальнейшему росту конкуренции на рынке
Danone и Юнимилк объявили о подписании соглашения по слиянию молочного бизнеса в России и СНГ. Слияние распространяется на деятельность компаний в России, Украине, Казахстане и Белоруссии и затрагивает все производимые ими молочные продукты, говорится в сообщении Danone.
Доля объединенной компании на рынке молочных продуктов в РФ составит около 21%, оборот – примерно 1,5 млрд евро, а число сотрудников – более 18 тыс. человек.
Danone будет контролировать 57,5% акций новой компании, акционеры Юнимилка получат 42,5%. Сделка будет осуществлена в основном посредством внесения активов, но часть акций Danone также оплатит денежными средствами.
В результате транзакции чистый долг Danone увеличится на 1,3 млрд евро, что прежде всего обусловлено стоимостью опционов, предоставленных акционерам Юнимилка. Эти опционы дадут им возможность продать часть или все свои акции в новой компании, а Danone сможет увеличить свою долю до 100% в 2022 году.
Как пояснили «Интерфаксу» в Юнимилке, российская компания была оценена в ходе due diligence в 10,5 EBITDA (объем прибыли до вычета расходов по процентам, уплаты налогов и амортизационных отчислений), активы Danone в СНГ – в 11 EBITDA благодаря более высокой маржинальности бизнеса. Исходя из EBITDA Юнимилка в 2009 году (4,7 млрд рублей) можно предположить, что стоимость компании была оценена более чем в 49 млрд рублей.
«Ресурсы есть»
Акционеры Юнимилка внесут в уставный капитал объединенной компании 28 производственных предприятий, а Danone – «глобальный опыт производства молочных продуктов», говорится в совместном сообщении. В России у Danone два завода: в подмосковном Чехове и в Тольятти.
По словам директора по корпоративным коммуникациям Юнимилка Павла Исаева, доля российских акционеров в объединенной компании будет ниже из-за значительной долговой нагрузки Юнимилка. На конец 2009 года она составила 14,73 млрд рублей.
Представитель Danone в России Марина Балабанова сказала, что французская группа заплатит акционерам Юнимилка 120 млн евро наличными, а также внесет в уставный капитал новой компании свои производственные площадки в России.
Председателем совета директоров станет гендиректор Юнимилка Андрей Бесхмельницкий. В пятницу он рассказал журналистам, что Danone и Юнимилк вложат в СП не менее 500 млн евро.
«Эти ресурсы у нас есть, понимание, куда вкладывать – тоже. Это будет способствовать дальнейшему росту конкуренции на рынке», – приводит его слова Reuters.
Логичный шаг
Danone и акционеры Юнимилка считают, что смогут получить хороший синергетический эффект от объединения активов. Danone присутствует в основном на европейской территории России, тогда как у Юнимилка более развита деятельность на востоке страны.
Причем если продукция французской группы позиционируется в более дорогом сегменте, то российский производитель успешен на рынке более бюджетных молочных продуктов.
Вице-президент департамента корпоративных финансов ИК «Грандис Капитал» Александр Юдин считает слияние бизнеса Danon и Юнимилк «вполне оправданным и логичным шагом».
Другое дело, что, по мнению эксперта, вопрос в том, почему Danon пошел на сделку именно с Юнимилк, имея почти 20-процентную долю в компании «Вимм-Билль-Данн» – игроке номер один на молочном рынке России. К слову, выручка последнего в 2009 году составила 2,18 млрд долларов.
«Скорее всего, Danone не удалось договориться с основателями компании о повышении своей доли в холдинге (из-за нежелания акционеров выходить из бизнеса), которую Danon постепенно повышал с момента входа в капитал компании», – предполагает Юдин.
Создание нового холдинга, по его мнению, существенно усилит консолидацию молочного рынка России и потеснит позиции всех остальных лидеров рынка, включая «Вимм-Билль-Данн», Campina, Ehrmann и т. д. «Теперь компания «Вимм-Билль-Данн» сможет укрепить свои позиции только через поглощения оставшихся на рынке независимых молочных заводов», – резюмирует эксперт.