Член Европейской комиссии по вопросам энергетики Гюнтер Оттингер прибыл с трехдневным визитом в Россию, чтобы обсудить двухсторонние отношения в сфере энергетики.
Со временем ценообразование на газ станет более автономным, этот вопрос должен решаться контрагентами
Для своего первого визита за пределы Евросоюза он выбрал Россию. Сразу по прилете в Москву Оттингер дал интервью «Интерфаксу», поделившись своим видением будущего сотрудничества ЕС и России.
По его словам, Еврокомиссия может рассмотреть возможность присвоения «Южному потоку» статуса TEN (трансъевропейские сети) после подготовки проекта.
«Южный поток» – это проект, который заслуживает дальнейших переговоров со всеми, кто в нем участвует. Когда концепция проекта будет готова, будет возможность проанализировать этот вопрос», – сказал Оттингер.
Статус TEN для проекта означает, что это ключевой проект, направленный на обеспечение устойчивого развития и надежности поставок природного газа европейским потребителям и способствующий быстрому внедрению важнейших трансграничных транспортных мощностей. Сегодня такой статус имеют два трубопроводных проекта Газпрома: «Северный поток» и Ямал – Европа.
В межправительственных соглашениях России со странами ЕС, участвующими в проекте «Южный поток», декларируется, что «стороны примут возможные усилия для предоставления газопроводной системе статуса проекта трансъевропейской энергетической сети с тем, чтобы использовать все преимущества, получаемые подобными газотранспортными проектами».
Напомним, газопровод «Южный поток», задача которого – обойти рискованных транзитеров, должен пройти от черноморского побережья России до Болгарии, а затем продолжиться до Италии и Австрии.
Аналитики между тем опасались, что возможный европейский бум на сланцевый газ может несколько подпортить планы Газпрома в отношении «Южного потока». Оттингер же, напротив, считает, что масштабная добыча сланцевого газа в Европе не изменит энергетическую карту региона.
«Современные инженерные технологии, которые еще несколько лет назад были недоступны, дают нам и будущим поколениям возможность добывать газ из этих геологических пород по приемлемой цене без вреда для экологии», – сказал европейский чиновник.
По его словам, проекты по добыче сланцевого газа в Европе не способны изменить энергетическую карту региона. «Карта не будет изменена, она будет дополнена. И по-прежнему энергетическими центрами будут те страны и регионы, где сейчас имеются большие запасы и ведется добыча», – отметил Оттингер.
Вместе с тем он заверил: «В том, что касается газа, Россия – наш наиболее важный партнер, поставщик, и я уверен, что в грядущие десятилетия она таковым и останется».
Говоря о цене на газ, еврокомиссар заявил, что в будущем она может стать менее зависимой от стоимости нефти.
«Я считаю, что со временем ценообразование на газ станет более автономным, этот вопрос должен решаться контрагентами», – сказал он.
Со времен первых контрактов на поставку советского газа в Европу цена газа определяется на основе индекса изменения цен на нефтепродукты. В прошлом году избыток предложения на европейском газовом рынке привел к разрыву цены долгосрочных контрактов с нефтяной привязкой и цен спотового рынка. В некоторых контрактах на поставку газа появилась привязка к спотовым ценам.
Оттингер считает, что цену газа в последние годы можно назвать справедливой. «Честная цена – это та, которая покрывает все инвестиции поставщика и не является обременительной для потребителя. Я считаю, что в последние годы цена с точки зрения спроса и предложения была честной», – подчеркнул он.
Европейский союз получает 44,5% импортируемого газа и 33% всего импорта сырой нефти из России. В то же время 88% от общего российского экспорта нефти и 70% экспорта газа поступают в ЕС.