Слишком громко
Выступая во вторник на заседании коллегии ФАС, глава антимонопольного ведомства Игорь Артемьев заявил, что нужно запретить телекомпаниям повышать громкость звука при показе рекламных роликов.
Всем надоело вздрагивать. Нам и так в жизни есть от чего вздрагивать
«Нужно вменить каналам в обязанность прекратить это делать, потому что всем надоело вздрагивать. Нам и так в жизни есть от чего вздрагивать», − сказал Артемьев, слова которого приводит РИА «Новости».
Действительно, во время рекламы на многих, особенно региональных каналах, звук из телевизора становится заметно громче. Это сделано, с одной стороны, для того, чтобы привлечь россиян к телеэкранам, а во-вторых, чтобы реклама того или иного товара была слышна, даже если телезрители уходят во время паузы в другую комнату.
Старая история
Надо сказать, что проблему громкой рекламы ФАС поднимала и ранее. Еще в ноябре прошлого года замруководителя ФАС Андрей Кашеваров заявлял, что представители антимонопольного ведомства проводили с телевизионщиками консультации по этому вопросу.
«Нам объяснили, что у каждого канала есть передачи и у каждой передачи свой звукорежиссер, записывающий звук с определенной компрессией, – говорил Кашеваров. − От этого меняется качество и громкость звука. Реклама же − это готовый продукт от производителя, который канал вставляет в эфир».
Чиновник подчеркнул, что телевизионщики «долго вводили нас в заблуждение, что уровень звука установить невозможно». Однако у ФАС другая позиция. По словам Кашеварова, проблему громкой рекламы можно решить, либо установив единый стандарт компрессии звука, либо «прописав в законе, что звук рекламы должен быть записан в той же компрессии, что и звук телепрограммы».
Общая проблема
Громкость рекламы − не только российская проблема: в Европе также давно борются с «синдромом вздрагивания». Например, в Великобритании парламентарии запретили телекомпаниям увеличивать громкость еще в 2008 году − поводом для пересмотра правил послужили более сотни направленных в профильный комитет жалоб на излишнюю громкость роликов.
В тот же год на Туманном Альбионе был принят Кодекс телевизионной рекламы, согласно которому уровень громкости рекламных блоков не должен превышать громкость передач, во время которых они выходят в эфир. Правила обязывают вещателей следить за тем, чтобы во время трансляции рекламы не происходил «скачок» громкости, который создает дискомфорт для зрителей.
В Белоруссии аналогичные шаги предприняли еще раньше − в 2007 году. В США запрет на «громкую рекламу» введен и вовсе в начале 2000-х. Согласно нему, в Америке запрещаются рекламные ролики со «слишком громким или пронзительным звуком», а также ролики, максимальная громкость которых существенно превышает громкость программы, в рамках которой они передаются.
Рекламные формальности
Опыт США уже показал, что в добровольном порядке правила о звуке рекламы соблюдаться не будут
Формально невозможность увеличивать звук рекламы по сравнению с передачей, в которой она размещена, прописана и в российском законодательстве, а точнее в ст. 14 части 12 закона «О рекламе».
Звучит она так: «При трансляции рекламы уровень ее звука, а также уровень звука сообщения о последующей трансляции рекламы не должен превышать средний уровень звука прерываемой рекламой телепрограммы или телепередачи. Параметры соотношения уровня звука рекламы и уровня звука прерываемой ею телепрограммы или телепередачи определяются требованиями технического регламента».
В ожидании техрегламента
Так в чем же проблема? Дело в том, что для законодательного определения понятия «средний уровень звука» необходимо принять соответствующий техрегламент. «А мы от Минпромторга соответствующего документа никак не дождемся», − эмоционально заявил во вторник Артемьев.
«Неудивительно, что в отсутствие техрегламента телеканалы сами определяют «средний уровень звука», − говорит руководитель правового департамента компании «Налоговик» Алексей Львов. − Поэтому применение каких-либо принудительных мер ФАС в отношении рекламораспространителей будет затруднено, поскольку реализация положений закона о звуке рекламы парализована несогласованными действиями органов исполнительной власти».
По его словам, в отсутствие техрегламента любые меры ФАС, применяемые к телеканалам и производителям рекламы, будут неэффективны, а с точки зрения формального права и вовсе незаконны. Когда будет принят техрегламент, Артемьев не сказал, однако, по неофициальной информации, его вряд ли стоит ждать раньше конца этого года.
«Нужен показательный процесс»
«Проблема еще и в том, что финансовых потерь за нарушение условий трансляции рекламы, предусмотренных законом, никто не имеет. Ни рекламодатель, ни рекламораспространитель, ни рекламопроизводитель», − в свою очередь говорит источник газеты ВЗГЛЯД в одной из отраслевых рекламных организаций.
По его словам, если бы на основании жалобы были произведены замеры громкости и при этом были обнаружены превышения уровня звука, и вследствие этого канал был бы оштрафован на адекватную сумму, он бы самостоятельно ввел комфортный для зрителей уровень звуковой компрессии. «Может быть, сегодняшние слова Артемьева и сдвинут в этом отношении дело с мертвой точки», − говорит источник.