«Если Россия выйдет на ту модель роста, которая реализовывалась до начала кризиса, то тогда темпы роста (экономики – ред.) могут составить порядка 3–4% ежегодно. Однако если удастся реализовать стратегию диверсификации и модернизации, а это предполагает повышение производительности труда, то эти цифры достаточно смело можно удваивать», – заявил журналистам вице-президент Всемирного банка по Европе и Центральной Азии Филипп Ле Уеру.
В России постепенно наступает выздоровление, постепенно улучшаются показатели производства
Правда, он отметил, что «это очень предварительные, очень грубые выкладки».
В целом ВБ ожидает, что «ситуация в России будет улучшаться по той же модели, что и региона (Европа и Центральная Азия – ред.) в целом».
«Мы полагаем, что в 2010 году ситуация в Европе и Центральной Азии станет лучше и страны выйдут на положительное значение темпов роста. Вместе с тем это восстановление будет очень медленным, – пояснил Филипп Ле Уеру. – Мы не поднимемся моментально к исходной точке, с которой мы упали в начале кризиса».
«Мы видим, что в России постепенно наступает выздоровление, постепенно улучшаются показатели производства», – добавил он.
По прогнозу Всемирного банка, в 2010–2011 годах экономика России будет расти на 3–4%.
Как отметил Филипп Ле Уеру, «Россия в этом смысле будет относиться к высокой части диапазона» прогноза роста экономик стран региона в целом, который ВБ ожидает в размере от 1% до 4%.
Говоря стратегии развития РФ, вице-президент Всемирного банка заявил, что она «абсолютно верна», напомнив о призывах российских властей к диверсификации экономики. Впрочем, такая стратегия актуальна не только для РФ, но и для стран всего региона, считает он.
Модернизацию российской экономики теперь обсуждают активно. Первым «всерьез и надолго» об этом заговорил президент Дмитрий Медведев. На днях он возвращался к этой теме, подчеркивая, что у сырьевого роста нет будущего, поэтому деньги надо вкладывать в инновации и модернизацию. Теперь настала пора избавить экономику от сырьевой зависимости.
В кризис ряд стран, в том числе и Россия, «пострадали напрямую из-за снижения цен на сырьевые ресурсы, другие, которые были достаточно сильно завязаны на Россию, пострадали косвенно, опосредованно», подчеркнул вице-президент Всемирного банка, отметив, что все эти процессы развивались очень быстро.
Сильнее других пострадали от глобального кризиса страны Европы и Центральной Азии. Дело в том, что за последние 10 лет именно этот регион демонстрировал «самую высокую степень интеграции и самые высокие темпы экономического роста», пояснил Филипп Ле Уеру.
«В значительной части высокие темпы экономического роста поддерживались за счет привлечения больших объемов иностранных кредитов, особенно это справедливо для стран Центральной и Восточной Европы. Когда наступил финансовый кризис, многие банки прекратили программу кредитования. Это немедленно привело к серьезному дефициту финансов, что, в свою очередь, моментально нашло выражение в значительном снижении ВВП», – отметил он.
По мнению Ле Уеру, сотрудничество стран G20 «оказалось чрезвычайно важным» в борьбе с мировым кризисом, однако в перспективе он видит ряд проблем.
В частности, значительный размер госдолга стран. «Это означает, что весьма непростые вещи надо решать в сфере макроэкономического управления. Необходимо самое пристальное внимание уделять действенности и результативности государственных расходов», – считает он.