В четверг глава российского правительства Владимир Путин прибыл на Урал с рабочей поездкой. Самолет премьера приземлился в аэропорту Екатеринбурга. Оттуда Путин отправился на осмотр нескольких металлургических предприятий области, в том числе на крупнейший в мире завод по производству титана. Его потребители – авиакорпорации по всему миру.
На следующий год губернатор обещал заняться инфраструктурой, а с 2012 года мы заложим средства в бюджете
Особое внимание Путин уделил корпорации «ВСМПО-АВИСМА», которая является градообразующим предприятием в Верхней Салде.
Дело в том, что на базе предприятия в Верхней Салде будет создана особая экономическая зона «Титановая долина». Соответствующее постановление правительства премьер пообещал подписать в ближайшее время. «В ближайшие две недели мы выпустим постановление правительства о создании особой экономической зоны с определенными льготами, в том числе таможенного характера», – сказал Путин во время посещения предприятия.
По его словам, создание инфраструктуры начнется уже в следующем году. «На следующий год губернатор обещал заняться инфраструктурой, а с 2012 года мы заложим средства в бюджете», – цитирует премьера «Интерфакс». Впрочем, больше, чем на бюджет, государство рассчитывает на инвесторов. Только на начальном этапе реализации «Титановой долины» объем вложений с их стороны составит 40 млрд рублей. То есть на каждый бюджетный рубль планируется привлечь 3–4 рубля средств частного капитала.
Как заявил в интервью телеканалу Russia Today гендиректор корпорации «ВСМПО-АВИСМА» Михаил Воеводин, компания может инвестировать порядка 100–150 млн долларов, передает РИА «Новости». Госкорпорация «Ростехнологии» намерена привлечь к участию в проекте не только традиционных партнеров российского титанового гиганта, но и партнеров компании Boeing. Глава Ростехнологий Сергей Чемезов уточнил, что речь идет, в частности, о Rolls-Royce, Goodrich и не только. «Есть ряд предприятий, которые заказывают у нас заготовки для медицинских изделий, – сказал он. – Мы работаем с 20 предприятиями, в том числе российскими».
По словам Чемезова, в «Титановую долину» планируется привлечь партнеров сразу из нескольких отраслей экономики. В их числе – судостроение, энергомашиностроение, нефтехимия, атомное машиностроение, а также медицина.
Эксперты отмечают: «Титановая долина» – название условное и пока к местам типа «Силиконовой долины» или «Сколково» («Кремниевая долина») имеет отдаленное отношение.
Речь идет, по сути, о концентрации в одном месте штаб-квартиры по производству титана, говорит аналитик «Ивесткафе» Максим Лобада.
«ВСМПО-АВИСМА» – мировой лидер по производству титана и на 60% принадлежит Ростехнологиям, то есть государству. Это стратегическое предприятие России, и в теории от предоставления протекции государства для развития основного и сопутствующих производств в первую очередь выигрывает непосредственно государство за счет развития промышленного комплекса», – рассуждает эксперт.
И еще один важный момент – создание особой экономической зоны позволит привлечь новых потребителей непосредственно для «ВСМПО-АВИСМА».
В том, что иностранные компании заинтересованы в таком сотрудничестве, Лобада не сомневается, так что на приглашение Чемезова, скорее всего, откликнутся многие. «Титан – специфический металл, используемый в определенных отраслях. И договоренности о сотрудничестве фактически с государством для этих компаний дают определенные гарантии на более высоком уровне, чем с компанией отдельно», – поясняет аналитик.
Бывший губернатор Свердловской области Эдуард Россель и руководство «ВСМПО-АВИСМА» не один год активно лоббировали проект «Титановой долины». Однако до сегодняшнего дня его одобрение на федеральном уровне получено не было. О возобновлении так и не реализованного командой Росселя проекта губернатор Александр Мишарин заявил в августе этого года. Соответствующая заявка была подана в Минрегионразвития РФ.
ОЭЗ «Титановая долина» включает в себя такие проекты, как развитие сырьевой базы титанового производства, производство титановых полуфабрикатов для различных отраслей, компонентов для авиастроения. Проект предполагает создание машиностроительного комплекса по изготовлению титанового и комбинированного оборудования для химического машиностроения, атомной энергетики, авиа- и железнодорожного машиностроения, цветной металлургии.