Российский газовый монополист Газпром получил заявки Дании и Нидерландов на увеличение поставок газа из РФ. Об этом в пятницу сообщил зампред правления Газпрома Александр Медведев.
Но это вовсе не говорит о том, что у природного газа большие перспективы по сравнению со сланцевым или сжиженным газом
«У нас есть заявки на увеличение поставок из Голландии и Дании. Это говорит о том, что у газа большое будущее», – подчеркнул топ-менеджер. По его оценке, рынок газа к 2035 году может составить около 700 млрд кубометров.
Дания ведет добычу нефти и газа в Северном море и является нетто-экспортером углеводородного сырья. В 2007 году добыча природного газа в Дании составила 10 млрд кубометров, объем продаж – 8 млрд кубометров, напоминает РИА «Новости».
В 2006 году Газпром и крупнейшая энергокомпания Дании Dong Energy подписали соглашение о поставках российского газа в Данию по газопроводу «Северный поток» (Nord Stream).
Согласно документу, начиная с 2011 года в течение 20 лет Дания будет ежегодно закупать у России 1 млрд кубометров голубого топлива. При этом она вправе рассчитывать на существенное увеличение объемов поставок.
В октябре 2009 года Газпром сообщил о подписании контракта с Dong Energy об увеличении поставок газа в Данию по Nord Stream вдвое – до 2 млрд кубометров. Позднее премьер-министр России Владимир Путин заявил, что в перспективе этот показатель может достигнуть 3 млрд кубометров в год.
Что касается Нидерландов, то голландская Gasunie с 2008 года является одним из акционеров проекта Nord Stream с долей 9%. Ее газотранспортная сеть – одна из крупнейших газопроводных сетей высокого давления в Европе. Сеть насчитывает свыше 15 тыс. километров трубопроводов в Нидерландах и на севере Германии, около 1,3 тыс. станций приема газа. Общая пропускная способность сети достигает около 125 млрд кубометров в год.
Впрочем, все эти цифры в данном случае для Газпрома мало что значат.
«Объемы потребления газа в Дании и Нидерландах не так велики, чтобы рапортовать о резком увеличении поставок», – отмечает аналитик «Инвесткафе» Анастасия Соснова. Эксперт считает, что «речь идет о браваде со стороны Газпрома, которая не подкреплена большими объемами».
Для сравнения: в 2010 году, по оценкам самого Газпрома, объем поставок голубого топлива в Европу останется на уровне 2009 года – 142 млрд кубометров газа. Один из крупнейших покупателей российского газа – германская компания E.On Ruhrgas – в прошлом году закупила в России около 14 млрд кубометров.
По мнению аналитика Rye Man & Gor Securities Константин Юминов, Газпром ищет любой повод для оптимизма.
«Просьба Дании и Нидерландов увеличить поставки газа может быть связана с тем, что во время кризиса эти страны сократили потребление, потребление в принципе, в том числе и потребление российского газа. Они, скорее, выбирали нужный объем, чтобы не платить штраф. Теперь экономики восстанавливаются. Но это вовсе не говорит о том, что у природного газа большие перспективы по сравнению со сланцевым или сжиженным газом. Это вообще ни о чем не говорит», – поясняет он.
К слову, несколькими днями раньше вице-премьер Игорь Сечин говорил, что в ближайшие несколько лет потребление газа в Европе будет расти медленно. «Нам представляется тяжелым увеличивать в ближайшие годы экспортные поставки на Европу, особенно с учетом того, что там работают активно норвежские партнеры, есть другие источники поставок. Надо объективно относиться к росту потребления», – пояснял чиновник.
Впрочем, проблема не только в потреблении, но и в цене: конкуренты Газпрома отвоевывают у него доли на ключевых экспортных рынках.
По данным Международного энергетического агентства (МЭА), в январе этого года российская монополия поставила в Европу на 5% меньше, чем в докризисный 2008 год, в то время как Норвегия нарастила экспорт на 31%. Безусловным же лидером по темпам роста стал Катар, который увеличил размер европейского экспорта сразу в пять раз.
В целом же доля Норвегии и Катара в европейском импорте в 2009 году выросла до 24% против 18% в 2008 году. Объясняется подобный «рывок» того же Катара тем, что эта страна поставляет сжиженный природный газ в Европу на спотовый рынок. А, как известно, спотовые цены значительно ниже европейской цены Газпрома, который строит свою политику на основе долгосрочных контрактов.
В том случае если Газпром не скорректирует свою ценовую политику, рассчитывать ему особо не на что, разве только надеяться.