В пятницу стало известно, что в России появится восьмая государственная корпорация (ГК) – Российское финансовое агентство (РФА). Эта структура должна будет заниматься управлением средствами Фонда национального благосостояния.
Форма государственной корпорации критиковалась, в том числе, и самим Минфином
О создании такой структуры рассказал газете «Ведомости» заместитель министра финансов Дмитрий Панкин.
По его словам, такая структура нужна: ведомство будет вести ежедневную работу на финансовых рынках для эффективного управления государственными средствами. Фактически, речь идет о создании структуры, которая будет пытаться заставить работать деньги, накопленные государством до кризиса. Цель корпорации – пополнить стремительно худеющий бюджет.
При этом РФА будет уникальной структурой: в мировой практике опыта, чтобы одна структура отвечала и за активы государства, и за его долги, нет. Напомним, что российское государство, последняя время фактически не занимавшее денег за границей, недавно решило выйти на рынок заимствований.
#{help=317604}Однако буквально через несколько часов министр финансов Алексей Кудрин объявил, что новая организация не получит статуса госкорпорации. «Мы найдем более удобную организационно-правовую форму функционирования этого предприятия», – процитировало чиновника РИА «Новости».
Правда какой статус будет у РФА, министр не сообщил.
Напомним, что в начале августа 2009 года президент России Дмитрий Медведев дал распоряжение генеральному прокурору Юрию Чайке и начальнику контрольного управления Константину Чуйченко проверить, насколько эффективно тратятся деньги в ГК и вообще нужна ли такая форма. Тогда многие эксперты отметили, что такой способ государственного хозяйствования, существующий в России с 2003 года, не смог продемонстрировать большой эффективности.
Дело в том, что до кризиса на ГК возлагались большие надежды. Однако уже тогда некоторые экономисты критиковали усиление их роли в экономике. Напомним, что ГК не обязана отчитываться (как, например, ФГУП или акционерное общество с госучастием) перед государственными органами. Например, их не имеет права проверять Счетная палата, на них не распространяется действие закона о банкротстве.
При этом еще до кризиса Минфин неоднократно подвергался критике экономистов за то, что средства Фонда национального благосостояния (ФНБ) фактически лежат мертвым грузом. Напомним, что фонд формируется из части нефтегазовых доходов бюджета и доходов от управления средствами ФНБ. В условиях запредельных цен на нефть фонд постоянно пополнялся, и об эффективности управления его средствами можно было не думать. Сейчас же задача пополнения ФНБ становится весьма острой. Тем более, что одна из задач фонда – покрытие хронического дефицита бюджета Пенсионного фонда.
«Появление РФА не обязательно означает, что политика в области управления российскими активами и долгами изменится», – уверен главный экономист Deutsche Bank в России Ярослав Лисоволик. «Вряд ли что-то поменяется в политике внешних вложений, структура РФА создается для более оперативного управления рублевыми средствами Фонда национального благосостояния», – рассказала ВЗГЛЯДу старший экономист «Альфа-банка» Наталия Орлова.
«Возможно, Минфин не устраивает позиция, при которой рубли фонда «не работают», а просто депонируются на счетах», – отмечает Орлова. По ее словам, ведомство признает, что это неправильно, и стремится к более активному управлению деньгами.
«Главная задача РФА – координация российских инвестиционных проектов, как в России так и за рубежом», – считает Лисоволик. «Это очень здравая идея, однако для того, чтобы РФА выполнило все необходимое, нужно избегать дублирования функций», – убежден эксперт ВЗГЛЯДа.
Специалисты убеждены: организационно-правовая форма нового агентства не важна. «Это может быть, к примеру, и специальное подразделение Минфина», – отмечает Лисоволик.
«Форма государственной корпорации критиковалась, в том числе, и самим Минфином, как неэффективная и требующая особого законодательства, однако для решения конкретной задачи эта форма может подойти», – заметил ВЗГЛЯДу глава Межведомственной аналитической группы Юрий Симачев.
По его словам, любая другая форма существования РФА потребует больших усилий: по проработке статуса организации и ее прав.
Впрочем, некоторые специалисты воздерживаются от предположений по поводу будущего организации. «Предположения можно строить разные, пока разноголосица не дает картины того, что получится в итоге», – заметил один из собеседников корреспондента ВЗГЛЯДа.
При этом сама идея формирования РФА, которое, судя по всему, будет подчинено Минфину, говорит о возможном усилении Министра финансов Алексея Кудрина. По крайней мере, это значит, что правительство будет реализовывать его стратегию борьбы с кризисом: максимально долго сохранять накопленные до кризиса средства.