Еще до начала саммита целый ряд экспертов высказывали сомнение в том, что он сможет выработать эффективные меры по борьбе с кризисом. Слишком уж неодинакова ситуация внутри каждой из стран – членов G20, слишком разнятся интересы. Но другого форума, где мир может получить шанс на единство в борьбе с рецессией, просто нет.
В той или иной мере протекционистские меры будут вводиться странами без оглядки на решения G20 по этому вопросу
Сами участники саммита подогревают разговоры о его возможной неэффективности. К примеру, президент Франции Николя Саркози пригрозил покинуть Лондон и не ставить свою подпись под итоговым коммюнике, если не будут выработаны какие-либо конкретные шаги и саммит проработает впустую, выпустив ничего не значащий документ. Так об этом рассказала министр экономики Франции Кристин Лагард.
Среди вопросов, по которым должны быть вынесены решения, есть и такие, по которым решения точно вынесены не будут. К примеру, отказ от протекционизма.
К нему призывают, в общем-то, все участники встречи, но понятно, что в той или иной мере протекционистские меры будут вводиться странами без оглядки на решения G20 по этому вопросу.
«Мы будем пытаться воздерживаться, насколько это возможно, от дальнейшего поднятия торговых барьеров, и мы надеемся, что наши партнеры поступят так же. Но мы не можем полностью исключить субсидии или поддержку российской экономики», – сказал в интервью Financial Times советник президента РФ Аркадий Дворкович. И к подобному мнению могут присоединиться и другие страны.
Еще один вопрос касается Международного валютного фонда. Вопрос с поддержкой стран, оказавшихся в трудной ситуации во время кризиса, кажется, будет решен. Во всяком случае, как передает «Интерфакс» со ссылкой на источник, G20 одобрит размещение облигаций МВФ на рынке. В них страны могут вложить свои резервы. О возможности такого использования российских резервов говорил Дворкович.
Но вот новый пересмотр квот в МВФ, по мнению G20, должен быть запущен на годовом собрании фонда осенью 2009 года. А сама реформа квот должна быть завершена к 2011 году.
Серьезные предложение российского президента Дмитрия Медведева о коренном изменении финансовой архитектуры вряд ли будут обсуждаться с необходимой долей внимания в силу их радикальности. Это касается, в первую очередь, идеи пересмотра системы мировых резервных валют, в том числе за счет включения в их перечень рубля и юаня, а также обсуждения идеи о новой наднациональной резервной валюте.
Президент США Барак Обама, для которого это первое крупное международное мероприятие, попытается убедить участников G20 в необходимости увеличения государственных вливаний в экономику, следуя примеру Америки. Но эти предложения также вряд ли найдут понимание.
А вот вопросы, касающиеся не таких масштабных, но, тем не менее, весьма важных и полезных дел, таких как ужесточение контроля банковских и финансовых институтов, могут быть решены. Особенно решительно настроен Николя Саркози, известный своим непримиримым отношением к крупным банкам, действующим, по его убеждению, без надлежащего контроля. В частности, будет усилен надзор за действиями хедж-фондов, а также организован новый контролирующий орган.
Канцлер Германии Ангела Меркель высказалась за недопустимость выплаты астрономических бонусов управляющим банков. Это предложение, а также инициатива по ужесточению правил для оффшорных зон, скорее всего, найдут свое воплощение в итоговом документе G20.