Председатель Высшего арбитражного суда (ВАС) РФ Антон Иванов выступил с достаточно радикальным предложением – он хочет уравнять госкорпорации с остальными юридическими лицами, в частности с акционерными обществами.
Это противоречит фундаментальным законам функционирования рынка
«Для начала надо было бы ввести правила, одинаковые для госкорпораций и акционерных обществ, касающиеся крупных сделок, сделок с заинтересованностью, конфликта интересов органов управления госкорпораций, то есть установить одинаковую процедуру для всех юридических лиц и госкорпораций», – сказал Иванов в ходе круглого стола Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), передает «Интерфакс».
За «юридическим» стилем этого высказывания скрываются очень важные предложения. Дело в том, что госкорпорация принципиально отличается от открытых акционерных обществ (ОАО) и государственных унитарных предприятий (ФГУПов). Например, госкорпорациям, в отличие от ОАО, не нужно раскрывать информацию о своей деятельности, на них не действует закон о банкротстве. Собственность госкорпораций не является государственной (как у ФГУПа), и поэтому они выведены из-под надзора Счетной палаты РФ. Глава корпорации подчиняется правительству.
По мнению Иванова, нет никаких правовых оснований для ввода в условиях кризиса каких-либо экстренных законодательных изменений в параметры корпоративного законодательства.
«Мне кажется, что здесь краеугольным должен быть принцип создания равных условий коммерческой деятельности для всех компаний. Именно ради этого принципа и должно изменяться корпоративное законодательство. Не должно быть таких разновидностей юридических лиц, которые имеют особое, привилегированное положение на рынке и при этом занимаются обычной коммерческой деятельностью, поскольку это противоречит фундаментальным законам функционирования рынка», – убежден глава ВАС.
Иванов отметил, что госкорпорации оказываются в преимущественном положении при конкуренции с коммерческими организациями – это, по его мнению, должно быть исключено или резко ограничено.
Такое заявление оказалось весьма неожиданным, поскольку правительство последнее время вполне благосклонно смотрело на создание таких структур и активно их поддерживало в условиях кризиса.
Возразить Иванову сразу смог только заместитель председателя Внешэкономбанка (ВЭБ) Сергей Васильев – в круглом столе РСПП другие представители госкорпораций не участвовали. Он заявил, что Банк развития (другое название ВЭБа), как и во всем мире, не ставит своей целью получение прибыли. Он не конкурирует с коммерческими банками, что записано в Законе «О Банке развития», подчеркнул Васильев, передает «Интерфакс».
Однако, судя по всему, слова Иванова относились не столько к ВЭБу, который выполняет специальные функции, оговоренные в законе, сколько к другим госкорпорациям. «В то же время понятно, что каждая госкорпорация имеет особый закон, и это дезориентирует общество и лишает возможности контроля. Вопрос об унификации законодательства госкорпорации стоит», – признал Васильев.
По его мнению, первый вопрос, который требует решения, – это правовой статус имущества госкорпораций. Этим представитель ВЭБа фактически подтвердил, что не воспринимает слова Иванова на свой счет, – последнее время в ряд других госкорпораций власти «сливали» самые различные активы. Наиболее ярким примером может служить главная госкорпорация России «Ростехнологии», которая управляет пакетами акций самых различных предприятий – от оборонки и металлургии до авиации и автомобилестроения.
Поэтому можно предположить, что однокурсник Дмитрия Медведева Иванов вступил в дискуссию с влиятельным главой Ростехнологий Сергеем Чемезовым. Напомним, что именно он считается главным идеологом в процессе создания госкорпораций практически во всех отраслях и на всех рынках. Например, он в свое время предлагал создать такую структуру даже на лекарственном рынке. Сейчас, пользуясь своим «административным весом» в органах власти, он старается получить финансовую госпомощь для контролируемых им компаний.
Его мнение о возможном «поражении в правах» его детища пока неизвестно. Однако можно предположить, что дискуссия на эту тему в ближайшее время обострится.