Во вторник неожиданно выяснилось, что Россия отказала Белоруссии в кредите.
Из-за дефицита торгового баланса надо брать валюту, иначе девальвации не избежать
Как пояснил ПРАЙМ-ТАСС источник в Министерстве финансов РФ, речь идет о госкредите Беларуси со стороны России в 100 млрд рублей для осуществления взаимных расчетов в российских рублях. Он уточнил, что в кредите отказано на данном этапе.
Однако подробности процесса принятия решения в Минфине не сообщили. Не было пока заявлений и с белорусской стороны.
«Есть много аспектов в этом деле, – пояснил в интервью газете ВЗГЛЯД независимый экономист Ярослав Романчук. – Плохие торговый и платежный балансы Белоруссии, проблемы с перемещением российских товаров на белорусском рынке, отказ от перехода на единую валюту, вопрос с признанием Южной Осетии и Абхазии, таможенным пространством».
Но при этом, отметил Романчук, у самой России возникла дыра в бюджете, которая является хорошим обоснованием не дать деньги.
«Все, что связано с белорусско-российскими отношениями, имеет политическую подоплеку, но сейчас есть достаточно хорошее экономическое обоснование», – подчеркнул эксперт.
При этом, по словам экономиста, у Белоруссии есть большая потребность в кредите. «Из-за дефицита торгового баланса надо брать валюту, иначе девальвации не избежать», – заключил Романчук.
Независимый белорусский политолог Валерий Карбалевич отметил, в свою очередь, что дефицит торгового баланса страны за два первых месяца 2009 года уже успел вырасти в 2,5 раза по сравнению с 2008 годом.
«Поэтому в таких условиях Белоруссию ждет либо новая сильная девальвация, либо нужно брать кредит», – подчеркнул Карбалевич.
По его словам, хотя Белоруссия уже набрала кредитов (ждет последней части транша двухмиллиардного кредита от России, кредит от МВФ и др. – Ред.), но их до конца года не хватит.
«Все переговоры по России и Белоруссии идут «за кулисами». Но я считаю, что Россия ставит жесткое условие в выдаче кредита: признание Южной Осетии и Абхазии. Этим и объясняется то, что в кредите пока отказали. А Белоруссии сейчас их признавать не выгодно, до 7 мая, когда состоится саммит стран, участвующих в «Восточном партнерстве», куда, возможно, пригласят Лукашенко», – подчеркнул политолог.
При этом, по его мнению, после этого признание вполне возможно, а с ним и получение кредита. «До сентября Белоруссия вполне застрахована, а этот кредит понадобится к осени», – заключил эксперт.
Обозреватель газеты «Белорусы и рынок» Павлюк Быковский обратил внимание на то, что в то же время Белоруссия запросила кредит у российских банков на 2 млрд долларов под государственные гарантии. «Это может значить, что белорусские власти уже не верят в получение государственного кредита, а деньги очень нужны», – подчеркнул Быковский. По его словам, видимо, и встреча Лукашенко и Медведева не убедила Минск в том, что эту проблему удастся решить. Быковский напомнил, что у банковских кредитов и проценты выше, и они, вероятнее всего, будут краткосрочными.
Напомним, 3 февраля на заседании Высшего госсовета Союзного государства белорусская сторона официально обратилась к российской с просьбой предоставить кредит в 100 млрд рублей «для того, чтобы использовать его для расширения расчетов в российских рублях». Предполагалось, что вопрос об этом кредите решится до конца февраля, но решение вопроса затянулось.
Между тем в конце 2008 года Россия уже заявляла, что этот кредит Белоруссия не получит. 23 января заместитель премьер-министра Андрей Кобяков заявил, что Белоруссия начала переговоры с Россией об этом кредите. На следующий день замглавы Минфина РФ Дмитрий Панкин заявил, что кредита Минску ждать не следует.
«У них были в письмах цифры – 100 млрд рублей, мы это даже не рассматриваем», – цитировал замглавы Минфина РФ Дмитрия Панкина «Интерфакс».
Однако как все обстоит на самом деле, сказать сейчас сложно. Отношения России и Белоруссии никогда не были прозрачными. Поэтому в ближайшее время ситуация может принципиально измениться.