У нас дешевле
Газопровод Nabucco предложит клиентам самые низкие тарифы по сравнению с конкурирующими проектами, в том числе с «Южным потоком». Об этом заявил один из акционеров проекта − германская RWE.
У Газпрома больший запас прочности, чем у Nabucco
По данным немецкой стороны, для поставки газа с азербайджанского проекта Шах-Дениз затраты на транспортировку газа до европейского рынка сбыта по маршруту Nabucco (без учета расходов на топливный газ и платы за эмиссию CO2) составят 77 евро на тысячу кубометров, а у «Южного потока» − 106 евро на тысячу кубометров. Таким образом «производители Каспийского региона получают при поставках через Nabucco в Европу наивысшую цену на скважине (net back)», отмечает RWE.
Газовые конкуренты
Для справки: проект газопровода Nabucco предусматривает поставку голубого топлива из стран Каспийского региона в Европу в обход России. Бюджет строительства 3300-километрового газопровода оценивается в 7,9 млрд евро. Участники консорциума − германская RWE, австрийская OMV, турецкая Botas, румынская Transgaz, болгарская Bulgargaz и венгерский MOL. В качестве источников газа для трубопровода рассматриваются Азербайджан, Туркмения и Ирак. Первые контракты на транспортировку газа трубопроводный консорциум планирует заключить в 2010 году.
В свою очередь, проект «Южный поток» – это газопровод, который должен пройти из России в Италию и Австрию. Общий объем инвестиций в него оценивается на уровне до 25 млрд евро. Предполагается, что труба пройдет от Джубги до Болгарии по дну Черного моря, затем газопровод должен разделиться на две ветки. Южная через Болгарию и Грецию придет на юг Апеннинского полуострова, северная – пройдет через Сербию и Венгрию в Австрию. Мощность трубопровода должна составить 63 млрд кубометров в год, окончание строительства проекта – в 2015 году.
Газпром пока молчит
В самом Газпроме отказались комментировать данные RWE в части стоимости транспортировки газа по «Южному потоку». Однако опрошенные газетой ВЗГЛЯД эксперты полагают, что если компания ставила своей целью показать неэффективность «Южного потока» в глазах его потенциальных потребителей, то своей цели немецкая сторона не добилась.
«Во-первых, стоимость транспортировки и в 77 евро на тысячу кубометров, и в 106 евро на тысячу кубометров является завышенной, так что акционерам Nabucco по-любому придется корректировать свои расценки, − комментирует аналитик ИФК «Метрополь» Александр Назаров. − Кроме того, плата за транспортировку от цены для конечных потребителей составляет 15−20%, так что экономия у Nabucco не такая уж и значительная».
Сэкономить за счет Украины
Кроме того, как отмечают эксперты, после окончания строительства обоих газопроводов перегоняемое по «Южному потоку» голубое топливо может оказаться для европейских потребителей даже... дешевле, чем газ от Nabucco с его более гуманными транспортными расходами.
«Дело в том, что у Газпрома в части «Южного потока» есть большие возможности для демпинга, − объясняет начальник отдела инвестиционного анализа УК «Универ» Дмитрий Александров. − «Южный поток» хорош тем, что позволяет избежать дополнительных рисков по транзиту и дополнительного дисконта для поставок на территорию Украины. За счет того, что он убирает этот дисконт, монополия может сбросить цены».
По данным эксперта, Газпром теряет примерно 2 млрд долларов в год от дисконта цен для Украины. По «Южному потоку» будет прогоняться 60 млрд кубометров. «Таким образом, получается соотношение в 1 доллар на 30 кубометров, что автоматически дает Газпрому больший запас прочности, чем у Nabucco», − резюмирует Дмитрий Александров.