Энергетические компании Европы, столкнувшиеся со слабеющими спросом и поставками топлива по сниженной цене, в текущем году купили гораздо меньше газа у Газпрома, чем прописано в долгосрочных соглашениях.
Цены на газ должны быть связаны не с нефтяными ценами, а с ценами спотового рынка
Источник, близкий к экспортной деятельности Газпрома, сообщил Wall Street Journal, что покупки крупнейших европейских клиентов оказались на 10 млрд кубометров (или на 7%) ниже уровня, обозначенного в контрактах «бери или плати».
Стоимость невыбранного газа составила 2,5 млрд долларов, и, по словам источника, российская монополия намерена добиться от европейских клиентов его оплаты. Проблема представляет большой интерес для компании, отметил он.
Финансовый кризис и последовавшая за ним рецессия спровоцировали снижение спроса на природный газ в Европе. В то же время предложение увеличилось благодаря новым месторождениям сланцевого газа в Северной Америке и запуску новых проектов по производству сжиженного природного газа.
Перенасыщение обрушило цену газа на спотовых рынках, таких как британский National Balancing Point (NBP) и Zeebrugge в Бельгии.
Тем не менее европейские компании, покупающие газ у крупных производителей, таких как Газпром, алжирская Sonatrach, норвежская StatoilHydro, не извлекли выгоду из снижения цен, потому что долгосрочные европейские контракты на газоснабжение связаны с ценой нефти, которая осталась по-прежнему высокой. Нефть восстановилась после падения до 35 долларов за баррель в конце прошлого года и на данный момент торгуется около 80 долларов за баррель.
Некоторые промышленные эксперты призывают к радикальному пересмотру прежних механизмов ценообразования в контрактах. Они считают, что цены на газ должны быть связаны не с нефтяными ценами, а с ценами спотового рынка.
«Завязанная на нефти цена и обязательства по минимальным покупкам в долгосрочных газовых контрактах могут стать неуправляемыми, поскольку покупатели вынуждены брать сырье по более высоким ценам, чем их конкуренты», – сказал в этом месяце президент испанской Repsol Антонио Бруфо на промышленной конференции в Буэнос-Айресе.
Газпром защищает привязку цен на газ к ценам на нефть, утверждая, что у спотового рынка нет достаточных оборотов, чтобы обеспечить лучшие ценовые сигналы, чем нефтепродукты.
«Оборот NBP составляет 15 млрд кубометров газа в год, в то время как Газпром в прошлом году продал Европе 160 млрд кубометров газа. Если бы мы использовали NBP, это было бы похоже на хвост, виляющий собакой», – заявил начальник управления структурирования контрактов и ценообразования «Газпром экспорта» Сергей Комлев.
Клиенты Газпрома, такие как германская Ruhrgas, французская Suez и итальянская ENI, ответили на несоответствие цен, покупая газ на местных рынках. Однако согласно контрактам «бери или плати» с русскими они все равно должны либо выкупить определенный объем газа, либо, если берут меньше, заплатить.
Источники, близкие к монополии, сообщают, что в этом году клиенты должны выкупить примерно 150 млрд кубометров газа, в то время как по факту они взяли около 140 млрд кубометров. Однако клиенты могут компенсировать недобор газа, если они в следующем году купят газа больше, чем законтрактовано.