Затянувшееся падение мировых цен на нефть вынудило ОПЕК пойти на неожиданный, хотя и логичный, шаг.
Набор производных финансовых инструментов, завязанных на нефть, получил необоснованно большое развитие
Председатель ОПЕК министр энергетики Алжира Шакиб Хелиль заявил на 149-й сессии конференции картеля в Вене, что организация сокращает реальное производство нефти на 520 тыс. баррелей в сутки.
Таким образом, общий объем производства составит 28,8 млн баррелей в день. Причина такого решения – перенасыщенность рынка, или, иными словами, снижение цены.
После бурного роста весной и летом этого года, на рынке нефти наступило серьезное охлаждение. Во вторник цена нефти марки Brent с поставкой в октябре опустилась на 1,57 доллара – до 101,87 доллара за баррель.
Октябрьские фьючерсы на нефть марки WTI в Нью-Йорке снизились на 2,37 доллара – до 103,97 доллара за баррель. Это пятимесячные минимумы. Падение цен произошло на фоне высказываний министра нефти Венесуэлы Рафаэля Рамиреса в Вене о том, что страну нынешняя цена вполне устраивает и что она собирается сохранить добычу на прежнем уровне.
Рынок, убаюканный его словами, опустил цену, но тем больший эффект оказали слова Шакиба Хелиля о снижение добычи – на Нью-Йоркской товарной бирже цены на WTI в среду поднялись сразу на 1,4% – до 104,67 доллара за баррель.
Картель вынужден был пойти на изменение уровня добычи из-за выхода из ОПЕК Индонезии, которая добывала 865 тыс. баррелей в день.
Как писала газета ВЗГЛЯД, в этой стране резко снизилась добыча и она превратилась из продавца сырья в его покупателя.
В качестве наблюдателя в Вене присутствует и Россия, чью делегацию возглавляет вице-премьер РФ Игорь Сечин. Помимо слов о необходимости расширять сотрудничество с ОПЕК, он сказал, что России бы хотелось реализовывать крупные совместные проекты нефтегазовых компаний, обмениваться инвестициями и технологиями.
Что же до конкретных предложений, то Сечин, во-первых, сказал, что Россия заинтересована в перекрестном владении активами с ведущими мировыми энергоконцернами.
«Замечу, что доля иностранного участия в капитале российских нефтегазовых компаний достигает 25%. Это ли не еще один пример нашей открытости? Но мы рассчитываем и на получение адекватных встречных возможностей со стороны зарубежных коллег», – цитирует вице-премьера РИА «Новости».
А во-вторых, Сечин предложил ввести систему долгосрочных прямых контрактов между основными производителями и потребителями нефти.
То есть реализовывать ту же схему, которую недавно применил «Мечел», заключивший долгосрочные договоры на поставки со своими покупателями.
По мнению Сечина, такой подход снизит роль «недобросовестных посредников, деятельность которых не имеет экономической целесообразности».
«Нам также представляется, что набор производных финансовых инструментов, завязанных на нефть, получил необоснованно большое развитие, – сказал вице-премьер. – Мы сталкиваемся с ситуацией, когда деятельность на финансовых рынках создает дополнительные риски». Это связано, по его словам, с возможной спекуляцией и манипулированием ценой.
Президент Роснефти Сергей Богданчиков, тоже приехавший в составе российской делегации, сказал, что цена на нефть должна быть справедливой, чтобы страны-производители имели возможность вкладываться в добычу.
«Мы не можем продавать продукцию по дешевой цене. Мы должны обеспечивать получение прибыли, с тем чтобы была возможность вводить новые месторождения», – сказал Богданчиков. Он согласился с решением ОПЕК сократить добычу.
Министр энергетики России Сергей Шматко, выступивший накануне сессии, тоже сказал о необходимости добиваться справедливой цены. «Сегодня, – цитирует его ИТАР-ТАСС, – мы провели переговоры с генеральным секретарем ОПЕК, который подтвердил наличие определенного дискомфорта с ценовой конъюнктурой на нефтяном рынке».
В декабре ОПЕК соберется на внеочередную встречу, которая состоится в алжирском Оране, чтобы посмотреть, как ведет себя цена на нефть.