Во вторник на «круглом столе», посвященном фармацевтической дистрибьюции, эксперты, представители регулирующих органов и крупные игроки фармрынка обсуждали тенденции развития индустрии производства и распространения лекарств в России.
Иностранным производителям будет запрещено участвовать в государственных тендерах, если на это уже претендуют не менее двух российских компаний
Как отметил директор по маркетинговым исследованиям ЦМИ «Фармэксперт» Давид Мелик-Гусейнов, отечественный рынок фармацевтических препаратов увеличивается на 40% в год. Он объяснил это тем, что благосостояние людей растет и они больше вкладывают в свое здоровье. Соответственно, покупают больше дорогих импортных препаратов, не довольствуясь традиционными цитрамоном или активированным углем.
Однако после развала СССР в стране остались, по сути, только вирусология и иммунология, остальные направления практически перестали развиваться.
Как отметил директор ГУ «НИИ вакцин и сывороток им. И. М. Мечникова» РАМН Виталий Зверев, в аптеках из российских медикаментов лежат только йод, зеленка и бинты, в то время как Россия некогда была второй по производству антибиотиков в мире. Теперь из отечественного сырья эти препараты не производят.
«За эти годы удалось сохранить только производство иммунобиологических препаратов, так как оно сконцентрировано в Москве и Сибири. Хорошо, что научились сохранять и специалистов, которые наконец перестали уезжать за рубеж и даже начали возвращаться», – сказал академик.
Он отметил, что Россия при этом «не выглядит бледно на мировом фоне». Однако производство лекарств существенно изменилось, повысились требования к безопасности. Если в 60-х легко было сертифицировать препараты на основе живых вирусов, то сейчас это практически невозможно.
«Нельзя сказать, что мы сильно отстаем от ведущих стран, но в последние годы такая тенденция наметилась», – считает Зверев.
Заместитель директора ФНУП НПО «Микроген» Алексей Куприянов рассказал, что современные технологи производства препаратов и изучения болезней, как правило, развиваются благодаря тем, кто желает их в дальнейшем производить. Объем государственного финансирования составляет не больше 10%, и это тормозит процесс.
Тем не менее, работы ведутся. Сейчас российские разработчики сосредоточивают внимание на производстве вакцин на основе стимулирования врожденного иммунитета. Это препарат нового поколения. Предполагается, что ФГУП НПО «Микроген» передаст его в руки специалистов до конца текущего года. Он предназначен для детей с ослабленной иммунной системой.
Виталий Зверев добавил, что сейчас в стадии клинических исследований находятся противораковые препараты. Кроме того, отечественные ученые ведут работы по созданию иммуномодуляторов, которые усиливают действие вакцин.
А вскоре, как он обещает, в России появится принципиально новая вакцина против гриппа.
«Через год-два в России появится новая противовирусная вакцина. Сейчас в стране применяют другую, на основе яичного белка, однако это сильный аллерген, и новый препарат будет более безопасен», – заверил он.
Стоит напомнить, что в обсуждаемом сейчас проекте Стратегии развития фармацевтической промышленности России до 2020 года отмечено, что сначала в стране будет налажено производство части инновационных препаратов, закупаемых государством и не имеющих дженериковых аналогов.
Документ предусматривает, что качество отечественных лекарств будет соответствовать международному стандарту качества GMP. Он будет введен в России с 2014 года.
Выравнивание долей отечественного и импортного производителей и изменение структуры рынка за счет увеличения доли инновационных препаратов возможно за счет комплекса мер регуляторного и финансового характера.
По оценкам Минпромэнерго, к 2020 году необходимо вывести на рынок до 200 инновационных препаратов, в основном отечественной разработки, производимых на территории РФ.
Таким образом, доля отечественных лекарств на российском рынке должна составить к 2020 году 50% вместо нынешних 25%. Из них 80% будут инновационными.
Необходимо при этом стимулировать отечественные фармацевтические компании и разработчиков к созданию собственных препаратов, имеющих импортные инновационные прототипы. Именно они составляют основную часть инновационных продуктовых портфелей западных производителей. В рамках этой задачи предполагается государственная поддержка научно-исследовательских работ и кооперационных проектов, а также создание интегрированных структур разработчиков и производителей.
По оценкам Минпромэнерго, для запуска инновационного цикла фармацевтической отрасли потребуется привлечение масштабных государственных инвестиций. Так, уже с 2009 года необходимо направлять примерно 200 млн долл. ежегодно.
Однако иностранным производителям будет запрещено участвовать в государственных тендерах, если на это уже претендуют не менее двух российских компаний. Зарубежные компании будут лишены льготы по НДС, кроме того, будут повышены таможенные пошлины на лекарства, если использованные субстанции вышли из-под патентной защиты.
Ряд экспертов рынка, правда, считает, что ограничительные меры против иностранных производителей серьезно снизят конкуренцию, а значит, могут плохо повлиять на качество препаратов.
Участники обсуждения затронули другую специфическую проблему – дистрибьюцию, которая на первый взгляд не имеет прямого отношения к вопросу о доступности лекарств. Как отметил Виталий Зверев, даже если в России производят препараты не хуже, чем за рубежом, у больших компаний возникает проблема их транспортировки и хранения, особенно это касается инсулиновых и биохимических препаратов.
Давид Мелик-Гусейнов напомнил, что в России менее 1% препаратов фальсифицированные, однако около 10% являются некачественными из-за неправильной доставки и хранения.
По данным исследования ЦМИ «Фармэксперт», сейчас рынок фармацевтической продукции поделен между основными командами, которые занимаются хранением и доставкой препаратов. Борясь за каналы сбыта, они начинают специализироваться на узких направлениях.
В то же время государство ужесточает контроль и выстраивает собственную логистическую систему. Но это довольно сложно, учитывая, что в настоящее время рынком фармацевтики заправляют около десятка участников. Они контролируют 92,57% рынка.
Их доля прибыли снижается, впрочем, пока не очень заметно – на 0,5% в год. Они терпят убытки от неплатежей по государственным программам, таким как ДЛО, что наблюдалось в 2007 году. В нынешнем году на фоне хаоса в системе госзакупок начали усиливаться узкие нишевые дистрибьюторы.
При этом аптечные сети стараются уходить от посредников и работать с производителями напрямую. В то же время становится понятно, что на основе первой «топовой» десятки дистрибьюторов четко работающую государственную логистическую структуру выстроить невозможно.
С этим сопрягается вообще вся система закупок лекарственных препаратов. Во главу угла поставлена цена, а это не всегда означает качество.
По мнению Алексея Куприянова, вопрос в грядущей доработке ФЗ №94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
«Отмена этого закона не планируется – сказал он, – но экономия должна сочетаться с качеством и отбором квалифицированных поставщиков».