Накануне ничто не предвещало столь бурного развития событий. ПРАЙМ-ТАСС сообщал, что в российской металлургии все настолько хорошо, что и говорить, в общем, не о чем на президиуме по заявленному вопросу о развитии отрасли.
Предлагаю рассмотреть вопрос об установлении нулевых ввозных таможенных пошлин на металлургическое сырье, а также на некоторые виды проката
На выксунском аэродроме председателя правительства встретили губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев, полпред президента РФ в ПФО Григорий Рапота и другие официальные лица. Вместе все поехали на Выксунский металлургический завод (ВМЗ).
Но к вечеру в Нижегородском кремле началось совещание. И Владимир Путин сразу заговорил вовсе не о благостном, а о проблемах, которые, оказывается, в отрасли есть, и немалые.
Например, дефицит металлического кокса у российских потребителей на фоне импорта угольного кокса. «Детального анализа требует и положение дел с металлургическим коксом. Наши потребители испытывают недостаток коксующихся углей. Одновременно эти же угли вывозятся за рубеж», – сказал Путин и добавил, что российские металлургические компании из-за этого должны компенсировать дефицит за счет импорта.
«Ситуация выглядит абсурдно... РАО «РЖД» способствует этому своей тарифной политикой. Нужно, чтобы вы с Якуниным (президентом РЖД) поговорили об этом», – сказал премьер, обращаясь к участникам совещания, передает РИА «Новости».
Премьер отметил, что Россия нуждается в специальных сталях и сплавах. «Считаю, что организация таких производств должна осуществляться в том числе с использованием принципов частно-государственного партнерства», – сказал он. Остановился на пользе заключения долгосрочных контрактов металлургов с потребителями, на мерах по сдерживанию роста цен.
Здесь премьер чуть запоздал. Действительно, с начала года цены на продукцию металлургии выросли на 50%, и это не радует машиностроителей. Но как раз во время выступления Путина пошли данные с мировых бирж – цены начали падать, и существенно, и ожидается дальнейшее падение, так как сокращается мировое производство автомобилей (Daimler на грани банкротства), сокращается строительство, а значит, сокращается спрос на металлы.
Далее началось самое интересное. Путин заговорил о «Мечеле».
Как сообщает ИТАР-ТАСС, он отметил, что компания в первом квартале продавала за рубеж сырье по ценам вдвое ниже внутренних, а значит, мировых. «А где же маржа в виде налога для государства?» – спросил Путин.
После этого он заметил, что нет в зале Игоря Зюзина, который был приглашен, но заболел. «Конечно, болезнь есть болезнь, – сказал глава Кабинета министров и добавил: – Игорь Владимирович должен быстрее поправиться, иначе к нему доктора придется прислать, чтобы зачистить эти проблемы».
После чего он призвал ФАС проверить «Мечел». И после короткой паузы произнес: «Может быть, даже следственный комитет и прокуратура должны обратить на это внимание. Надо разобраться, что тут происходит».
Это сразу услышали в Нью-Йорке. И акции «Мечела» стали рушиться так, будто компании уже фактически и нет.
С этого момента действительно можно говорить уже только о том, выживет ли компания вообще. И уж никак – о запланированном Зюзиным на 11 августа окончании размещения привилегированных акций. Он пытался провести уникальную для рынка операцию – продать эти акции без обычного дисконта. Был небольшой шанс, что это ему удастся первым среди российских бизнесменов. Теперь шанса нет.
В целом же выступление Путина на совещании было довольно позитивным, если не сказать сенсационно позитивным для металлургической отрасли России. Он предложил обнулить ввозные таможенные пошлины на металлургическое сырье и ряд видов проката. «Для снижения издержек производства предлагаю рассмотреть вопрос об установлении нулевых ввозных таможенных пошлин на металлургическое сырье, а также на некоторые виды проката, которые производятся у нас в недостаточном количестве», – передает слова Путина РИА «Новости».
Еще предстоит анализ выгоды для российских компаний от обнуления пошлин, но очевидно – это будет очень весомая выгода.
Кроме того, Путин потребовал принять меры по декриминализации сферы экспорта черных металлов, отметив, что действенного и комплексного решения проблемы с ломом черных металлов в стране нет. «В этой сфере по-прежнему сильно влияние криминала. При экспорте лома широко применяются всякого рода «серые» схемы, для ухода от налогов – фирмы-однодневки, – отметил он. – Сегодня почти все развитые страны рассматривают лом как стратегический товар и тщательно контролируют его рынок. И если мы всерьез не займемся этой проблемой, то рискуем столкнуться с дефицитом ценнейшего сырья. Мы неоднократно обсуждали эту проблему. Иных уж нет, а те далече, ничего не изменилось».
Премьер дал поручение соответствующим ведомствам проработать весь комплекс вопросов по декриминализации этой сферы, а также представить предложения по созданию контрольных механизмов, уточнению ставок вывозных пошлин и налогового режима.