Предложение Буша Конгрессу говорит о том, что команда аналитиков Белого дома уверена: если ничего не сделать сегодня, то завтра цена нефти и впрямь подскочит до 250 долларов за бочку, как недавно предупредил Миллер, а не опустится до 70 долларов, как успокаивает Ямани.
100 долларов за баррель – это та цена, которая устраивает сегодня всех, кроме иранских лидеров
И это не один из прощальных жестов уходящего президента. Как сообщила газета The Times, недавно кандидат на пост президента Джон Маккейн тоже высказался за отмену моратория на добычу: «Это надо срочно делать в условиях, когда цены на топливо могут подняться до семи долларов за галлон». То есть экономический блок республиканской партии сделал вывод о том, что дело не только в спекуляциях на рынках фьючерсов.
Об этом недавно в Париже говорил и Алексей Миллер, напугав мир прогнозом в 250 долларов.
Примечательно и то, что на заявление Маккейна по поводу нефти пока не последовало комментария из стана демократов. Хотя до сих пор демократы были резко против отмены моратория, говоря, что добыча нефти в прибрежных водах может нанести непоправимый вред экологии. Значит, и там аналитики рассматривают все варианты решения задачи по удержанию цены топлива в разумных пределах.
В последнее время большинство экспертов, представителей властей разных стран и самих нефтедобывающих компаний сошлось на том, что на сегодня разумная цена нефти была бы в районе 100 долларов. Кстати, на днях об этом заявил министр финансов Кувейта Мустафа аш-Шимали (он сказал об этом в Иране, чем сразу навлек на себя гневную отповедь представителей иранской власти).
Иную точку зрения выразил бывший министр нефти Саудовской Аравии, руководитель Центра по глобальным энергетическим исследованиям шейх Ахмед Заки Ямани. Он уверен, как сообщает ПРАЙМ-ТАСС, что цены на нефть в ближайшее время упадут до 70 долл за баррель: «Стоимость нефти на мировых рынках в ближайшем будущем может сократиться до уровня 70 долларов за баррель». По его словам, это станет возможным благодаря «происходящему наращиванию производственных мощностей в нефтедобывающих странах и расширению инвестиций на эти цели, также – за счет принимаемых странами-потребителями мер по повышению энергоэффективности». Но главное, что называет Ямани условием для снижения цен, – «если в Китае, который является одним из крупнейших потребителей нефти, будут отменены внутренние субсидии на бензин, объемы потребления существенно сократятся». В среду из Китая поступили известия, что субсидии там отменять не собираются.
Получается, что прогноз Миллера более реален. Потому американцы задумались о снятии моратория на добычу. Он был введен Конгрессом в 1982 году – на все прибрежные районы, за исключением небольших участков в Мексиканском заливе и на Аляске. Всего законсервирован 21% доказанных запасов нефти США – это более 16 миллиардов баррелей. Очевидно, что добыча без ограничений в Штатах может существенно сбить цены на нефть еще до начала бурения – сразу после принятия решения Конгрессом. Надо учитывать, что, говоря о росте цены на нефть, мы говорим о фьючерсах. К примеру, сегодня называется цена в 133,7 доллара за баррель – это Brent на август. Так что снятие запрета на добычу сразу начнет валить фьючерсы.
Но до каких пределов? Судя по всем поступающим сообщениям – именно до 100 долларов за баррель. Ниже невыгодно. Кроме прочего, это та цена, которая делает рентабельной разработку многих месторождений, в том числе – из тех, которые сегодня под мораторием на территории США. Эта цена позволит продолжить работы по производственной добыче нефти из нефтесодержащего песка, которого очень много в Канаде, работы по освоению шельфа Арктики в России, а еще – позволит продолжать направлять инвестиции в альтернативные проекты.
100 долларов за баррель – идеальная цена для России: доходы – высокие, а импорт инфляции – пониже, чем сейчас.
Рост цены на нефть уже позитивно влияет не только на создание новых рабочих мест в тех же Канаде и России. Но и на, казалось бы, далекие от бурильных установок отрасли. К примеру – на Интернет.
Как сообщает France Press, о пользе высоких цен говорил вице-президент Google Винтон Серф на встрече в Сеуле, посвященной развитию интернет-экономики. Теперь очевидно, что лучше использовать видеоконференции вместо того, чтобы летать на очные встречи, – поездки-то стали дороже.