Россия должна занимать более активную позицию с точки зрения формирования цены на нефть и хочет в средне- и долгосрочной перспективе получить технологию сокращения или роста добычи в зависимости от конъюнктуры.
У нас другой, чем у ОПЕК, подход, другие технологии. Мы разрабатываем технологию возможности формирования резерва нефти
Об этом журналистам сказал министр энергетики Сергей Шматко.
О том, что Минэнерго собирается разработать шаги, которые позволят России увеличить свое влияние на мировые цены на нефть, Шматко заявлял еще в сентябре. Министр энергетики тогда сказал, что его ведомство разрабатывает политику, благодаря которой Россия сможет влиять на мировые цены на нефть. Из всех возможных факторов влияния чиновник смог назвать тогда только один – корректировка прогнозов добычи нефти. Для этого планировалось резервировать новые месторождения с тем, чтобы «их пока не трогать, но иметь возможность в достаточно понятный срок запустить».
В среду президент РФ Дмитрий Медведев встретился с генеральным секретарем Организации стран – экспортеров нефти (ОПЕК) Абдуллой аль-Бадри, однако тот не стал просить Москву поддержать картель и снизить добычу, чтобы поддержать падающие цены на нефть.
Между тем стоимость «черного золота» опустилась ниже 70 долларов за баррель, что лишь ухудшило ситуацию на рынках в условиях мирового финансового кризиса. И в четверг президент ОПЕК Шакиб Хелиль высказал надежду, что Россия все-таки поддержит картель и снизит добычу.
«Мы считаем, что в условиях нестабильности на рынке нефти возникла угроза для реализации инвестпроектов компаний. Поэтому Россия должна занимать активную позицию на рынке нефти с точки зрения формирования цены», – цитирует Шматко Reuters.
Ранее глава «ЛУКОЙЛа» Вагит Алекперов говорил, что в принципе готов сократить добычу по просьбе властей, понятные в связи с этим убытки его не пугают. Но к оперативному сокращению выкачивания нефти не приспособлена российская технология. Если сокращать добычу сейчас, то вскоре скважины потребуют серьезного и очень дорого ремонта.
Эта проблема активно обсуждается в последние недели. Судя по всему, к четвергу правительство и нефтяники договорились, как решать задачу. После чего и выступил со своим заявлением Сергей Шматко.
«Но у нас другой, чем у ОПЕК, подход, другие технологии. Мы разрабатываем технологию возможности формирования резерва нефти, имея в виду сравнительно короткий промежуток времени – получать возможность наращивать добычу нефти или снижать ее. Но это среднесрочный, долгосрочный прогноз», – сказал Шматко.
По его словам, Россия изучает международный опыт и «возможности для хранения нефти».
Видимо, рентабельнее будет выстроить по стране сеть крупных нефтехранилищ, чем кардинально менять технологию и переучиваться работать по-новому. Опыт использования нефтехранилищ имеется у американцев, и этот опыт позитивный.
Шматко добавил, что России и Китаю наконец удалось прийти к формуле цены поставок нефти, а контракт может быть заключен на срок от 15 лет в течение одного-полутора месяцев.
Предполагается, что нефть будет поступать в Китай через специальную ветку нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан мощностью 15 млн тонн в год.
Последние несколько лет переговоры о цене вела «Роснефть» – основной поставщик нефти в Восточный нефтепровод, однако стороны никак не могли согласовать цену.
В связи с этим в четверг же поступили сообщения о том, что резко активизировалось строительство трубопровода к океану.