По данным Ассоциации европейского бизнеса, продажи автомобилей в России в сентябре 2008 года упали в среднем на 20%. Продажи Ford Focus снизились на 22%, Renault Logan – на 15%, Hyundai Accent – 28%, Daewoo Matiz – 11%, Chevrolet Lanos – 35%.
Лучше всего покупать машину во время новогодних скидок. Скидки, помноженные на кризис, могут сбросить 50% цены
Продавцы машин столкнулись с большими трудностями из-за того, что банки ужесточили выдачу автокредитов, фактически отменены кредиты без первого взноса. Да и отказы банков потенциальным клиентам стали, как рассказал газете ВЗГЛЯД один из руководителей автосалона, «не один-два на десяток заявок, а по семь-восемь отказов».
Поэтому не удивило в понедельник сообщение о том, что компания «Инком-Авто» намерена продать до 30% своих акций для привлечения 70–100 млн долларов с целью преодоления последствий финансового кризиса. Об этом журналистам рассказал президент компании Дмитрий Козловский.
«Сейчас мы ведем переговоры с потенциальными покупателями – инвестиционными фондами», – сказал Козловский.
По его словам, часть привлеченных средств должна пойти на погашение долга компании.
Для авторитейла в целом наступили нелегкие времена. «Пока что автодилеры, так же как и производители, сокращают персонал и издержки. Может быть, будут закрыты низкорентабельные торговые центры. Рентабельность других серьезно сократится», – сказал газете ВЗГЛЯД Севастьян Козицын, аналитик «Брокеркредитсервиса».
Изначально прогнозы по росту авторынка были в районе 30%, но в связи с финансовым кризисом рост по итогам года будет ниже, сообщила Марина Иркли, аналитик «Велес Капитал». Третий-четвертый кварталы будут наиболее слабыми. Возможно, год закончится ростом на уровне 20%, сказала она.
Тем не менее, российский авторынок по-прежнему остается потенциально перспективным.
«Нельзя говорить, что авторынок перестанет существовать и объемы продаж сократятся до минимума. Такого не будет. Самый негативный сценарий, на мой взгляд, – падение продаж на 10–15% в следующем году», – уверен Козицын.
Пока главная проблема автомобильного рынка – кредиты, которые в последнее время банки выдают с большим трудом. Так, процентные ставки по рублевым кредитам составляют порядка 20%, при этом первоначальный взнос повысился кое-где до 50%.
«Объем автокредитования сократится в 2–3 раза. До кризиса каждый второй автомобиль покупался в кредит. В будущем мы этого не увидим. В кредит будет покупаться каждый четвертый-пятый автомобиль, нулевых взносов не будет вовсе. Средний взнос будет 30%», – прокомментировал Севастьян Козицын.
Лучше других сейчас дилерам тех автоконцернов, у которых есть собственные финансовые подразделения. Например, Nissan Finance. Как стало известно газете ВЗГЛЯД, в спешном порядке Peugeot регистрирует в России свой финцентр.
Но на сегодняшний день дилеры несут убытки. Сейчас у многих из них накопился запас товара на 3,5–4 месяца, что в 2,2–2,7 раза больше нормы.
В связи с этим у потребителя возникает вопрос: когда лучше всего покупать автомобиль?
«Лучше всего покупать машину во время новогодних скидок. Скидки, помноженные на кризис, могут сбросить 50% цены. Также следует обратить внимание на январь – февраль, когда будут продаваться традиционные запасы моделей прошлого года», – порекомендовал Севастьян Козицын.
Впрочем, скидки уже есть. К тому же, по информации газеты ВЗГЛЯД, сейчас можно смело торговаться в любом автосалоне и рассчитывать при этом на скидку до 15 процентов от стоимости машины.
А если подождать до весны, то можно помечтать и о 30–50-процентной скидке. Правда, неясно, какова будет к тому времени стоимость банковского кредита, удастся ли потенциальному покупателю сохранить свое рабочее место и другие «мелочи».