По данным отчета «Евросети», за 2007 год на российском розничном рынке было продано 32,45 млн сотовых телефонов, что на 10,9% превышает продажи 2006 года (29,27 млн).
В 2007 году наблюдался рост продаж и дешевых моделей, поскольку люди приобретали вторые телефоны для дополнительных целей
Росла и средняя стоимость телефонного аппарата, которая в 2007 году составила 210 долларов, что на 8,8% больше цены годом ранее – 193 доллара, а также доля реплейсмента (замены телефонов) – 84% (73,7 годом ранее).
Традиционно лидером продаж на российском рынке стала Nokia (30,6%). За ней следует Samsung (25,3%) и впервые по итогам года ставший третьим в продажах на российском рынке Sony Ericsson (16,5%). Доля оттесненной на четвертое место Motorola составила 8,7%.
В 2008 году, по прогнозу «Евросети», в розницу будет продано около 35 млн сотовых телефонов (рост на 7,9%).
«В 2008 году не стоит ожидать ни резкого роста рынка, ни его падения. По предварительным прогнозам, он останется примерно на том же уровне – 32–34 млн штук», – в свою очередь отмечает PR-директор «Цифрограда» Татьяна Москалева.
По ее словам, «наиболее быстрорастущим сегментом в 2007 году были телефоны стоимостью от 4 до 8 тыс. рублей. При этом отрицательную динамику показывал сегмент более дешевых телефонов, дорогие же росли не столь высокими темпами, но отвоевывали долю». В 2008 году тенденция сохранится, уверена госпожа Москалева.
Сейчас скорость замены телефонного аппарата несколько замедлилась и остается на уровне раз в три года, но в дальнейшем будет медленно увеличиваться, прогнозируют в «Евросети». Покупатели продолжают менять старые телефоны, а производители – выпускать все больше интересных новинок.
«Вкупе с удешевлением технологий и ростом доходов населения это даст еще более заметное смещение покупок в сторону средних и дорогих моделей, что в свою очередь отразится на объеме рынка в деньгах», – поясняет Татьяна Москалева.
Тем не менее в 2007 году наблюдался рост продаж и дешевых моделей, поскольку люди приобретали вторые телефоны для дополнительных целей – для поездок, для дачи и так далее, добавляет PR-директор «Связного» Елена Ноготкова.
В целом, по прогнозам «Евросети», объем продаж телефонных аппаратов в 2008 году в денежном выражении составит 7,5 млрд долларов, то есть рост составит примерно 10%.
Нестабильная ситуация на мировых финансовых рынках, связанная с опасениями рецессии американской экономики, не должна отразиться на российских потребителях, отмечают участники рынка. Однако мировой финансовый кризис все же влияет на действия российских компаний по привлечению финансовых средств.
Так, из-за ситуации на финансовых рынках планы «Евросети» по IPO остаются неопределенными, а облигации компании в качестве финансового инструмента уступают по привлекательности место банковским кредитам.
В понедельник компания также сообщила данные по выручке за 2007 год, которая составила 5,61 млрд долларов, увеличившись на 21,4%. В 2008 году «Евросеть» рассчитывает на рост выручки на 8–10% к уровню 2007 года, сообщил президент «Евросети» Алексей Чуйкин.
Эффективная работа компании привлекает внимание инвесторов. «Евросеть» действительно получила ряд предложений от инвестфондов и финансовых компаний», – прокомментировал Алексей Чуйкин появившиеся на днях в прессе сообщения о продаже компании.
Президент «Евросети» подтвердил, что компания рассматривает возможность продажи 10–25% доли для замещения части долговой нагрузки акционерным капиталом. В то же время совладелец «Евросети» Евгений Чичваркин отметил, что бюджет на 2008 год сверстан без изменений и кредитный портфель не предусматривает изменений в акционерном капитале.