Владимир Путин определил механизм начисления пенсий. После совещания в резиденции президента в Ново-Огареве, глава МЭРТ Герман Греф сообщил журналистам, что теперь каждый самостоятельно будет решать вопрос формирования накопительной части пенсии. «Вхождение в систему будет добровольным», – сказал министр.
Работник будет сообщать работодателю о размере отчислений, государство добавит столько же, и общая сумма будет инвестироваться
По его словам, сейчас это окончательное решение, и сейчас МЭРТ готовит соответствующий законопроект.
Реформа пенсионной системы предполагает, что будущая пенсия гражданина России должна складываться из трех частей: базовой, страховой и накопительной. Формирование пенсии осуществляется за счет части единого социального налога, уплачиваемого работодателем в бюджет в размере 28% от фонда оплаты труда работника.
Государство уже давно думает над тем, как стимулировать граждан к самостоятельной заботе о будущем и формированию накопительной части.
В послании федеральному собранию Владимир Путин пообещал добавлять на каждую перечисленную работником тысячу рублей столько же. Но главный недостаток такого варианта – небольшое число желающих копить на пенсию. По международной статистике таких людей – 5–8%. «В этом случае могло получиться, как с молчунами, которые не выбирают управляющую компанию и составляют 90%», – говорит исполнительный вице-президент Газпромбанка Анатолий Милюков.
МЭРТ нужен был больший охват. Тогда ведомство Германа Грефа предложило перечислять по умолчанию 3% дохода при сохранении принципа государственного софинансирования 1:1. Предполагалось, что каждый может при желании выйти из этой системы, написав заявление.
В пятницу на совещании у президента было принято окончательное решение: работник будет сообщать работодателю о размере отчислений, государство добавлять столько же, и общая сумма будет инвестироваться. Чтобы войти в систему, гражданин должен написать соответствующее заявление.
«Очень хорошо, что принят именно этот вариант, – говорит Анатолий Милюков. – С этической точки зрения он в России единственно возможный».
Но, по словам банкира, с точки зрения объема отчислений разница будет большой. «Если бы накопительную часть решили формировать по второму варианту, это принесло больше результатов», – отметил Анатолий Милюков.
Научный руководитель Центра социальных исследований и инноваций Евгений Гонтмахер назвал решение правильным. «Добровольный вход в систему – это все-таки лучше, чем добровольный выход», – отметил он.
По его словам, проблема может заключаться в лимитах по госвыплатам при соблюдении принципа софинансирования. Один раз уже был назван предельный объем госначислений – 18 тыс. рублей в год. Решение МЭРТ будет известно в сентябре, когда появится законопроект.
«Предполагалось, что это будут абсолютные цифры, а не проценты, так как 3% от зарплаты это может быть миллион, а может и 100 рублей. При этом государство со своей стороны обещало всего 18 тыс. рублей», – рассуждает Евгений Гонтмахер.
«Если человеку осталось работать, например, пять лет и он хочет отчислять побольше, а государство может ответить только 1 тыс. рублей, то принцип софинансирования 1:1 будет нарушен. И наоборот, молодые специалисты с невысокой зарплатой, семьей, кредитными обязательствами, будут отчислять 100 рублей и получать еще столько же. А почему не больше? Их ведь нужно поддерживать», – переживает эксперт.
По его словам, идея добровольного формирования накопительной пенсии очень хороша, но ошибки в расчетах могут ее погубить. «Очень много нюансов, и из-за социальных ошибок желающих участвовать может быть мало», – подчеркнул Евгений Гонтмахер.