«Евросеть» опубликовала результаты исследования рынка услуг сотовой связи за первое полугодие 2007 года. В нем говорится, что за этот период в России было продано 13,32 млн сотовых телефонов на сумму 2,82 млрд долларов.
Рынок еще в прошлом году замедлил темпы развития. В 2006 году было продано на 14% меньше телефонов, чем в 2005
В количественном выражении продажи телефонов упали на 1,4% по сравнению результатами за I полугодие 2006 года. А в денежном выражении, наоборот, выросли на 8,8%.
При этом в течение года объем продаж телефонов падал – в первом квартале продали 6,71 млн штук, а во втором – на 100 тыс. аппаратов меньше. Выручка снижалась пропорционально – на 1,4% во II квартале (в первом было выручено 1,42 млрд долларов).
«Рынок еще в прошлом году замедлил темпы развития. В 2006 году было продано на 14% меньше телефонов, чем в 2005, – говорит пресс-секретарь «Евросети» Очир Манджиков. – Это связано с тем, что сегмент насыщается, и с отсутствием естественных катализаторов роста». По прогнозам «Евросети», общий объем проданных за год аппаратов будет ниже, чем в 2006, – порядка 28 млн штук вместо 29,27 млн.
Старший аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин считает, что максимум продаж, который может показать рынок в этом году, – это около 29–30 млн телефонов, а в ближайшие три года – 30–32 млн аппаратов.
В общем объеме проданных телефонов продолжает расти доля мобильников, цена которых превышает 200 долларов. Сейчас 42% проданных телефонов стоимостью более 200 долларов обеспечивают почти 70% суммарной выручки.
Средняя цена сотового телефона в первом полугодии 2007 года составила 212 долларов, это на 11,5% выше аналогичного периода прошлого года. При этом в течение всего полугодия она оставалась неизменной – 212 долларов.
В «Евросети» это объясняют комплексом причин. С одной стороны, произошло небольшое снижение объема продаж телефонов по цене выше 200 долларов, и параллельно вырос спрос на бюджетные аппараты и модели среднего ценового диапазона. С другой – поднялась средняя цена на дорогие телефоны.
По мнению экспертов, это временное явление. Российский потребитель становится все более требовательным и приобретает функциональные и дорогие телефоны, особенно если покупает мобильный телефон не в первый раз.
«Тем не менее средняя цена будет расти в пределах 250 долларов», – уверен Эльдар Муртазин.
Замедление продаж уже не связано с сезонностью, замечают эксперты. «Во многом ограничения для покупки нового телефона связаны с распространением автокредитования, кредитования других крупных покупок, ипотеки», – подчеркивает Эльдар Муртазин. По его словам, в ближайшие два года это будет основным препятствием для роста рынка сотовых телефонов.
По данным «Евросети», большая часть проданных телефонов пошла на замену аппаратов – реплейсмент. В этом случае клиент покупает аппарат не в первый раз, а просто обновляет его. В первом полугодии таким образом было куплено 9,86 млн телефонов. К концу 2007 года доля реплейсмента в общем объеме составит 74%.
Среди производителей лидерство по-прежнему сохраняет Nokia (28,4% по выручке и 27,4% в физических показателях). Sony Ericsson, вошедший в тройку лидеров российского рынка сотовых телефонов в I квартале 2007 года, сохраняет свои позиции, сместив компанию Motorola.
По выручке Sony Ericsson обогнал традиционно занимавшего вторую позицию Samsung – 23,5% против 23,1%. В количественном выражении лидирует Samsung. Он занимает 24,6% рынка, а Sony Ericsson – 16,6%.
Но по данным Mobile Research Group, Sony Ericsson, несмотря на снижение объема продаж во II квартале 2007 года, по-прежнему и по выручке, и по продажам занимает третью позицию.
Безусловный лидер по выручке – компания Samsung, за которой следует Nokia, а в количественном выражении – на первом месте Nokia, затем следуют Samsung и Sony Ericsson.