Роснефть продолжает собирать активы ЮКОСа. В понедельник президент госкомпании Сергей Богданчиков рассказал о планах выкупить часть активов ЮКОСа у ООО «Прана» и завершении переговоров о покупке ООО «Юнитекс», которое победило на аукционе по продаже сбытовых активов обанкроченной компании.
Наиболее привлекательны, скорее всего, сбытовые активы, так как сейчас Роснефть нормализовала ситуацию с нефтепереработкой
По словам Сергея Богданчикова, когда проходил аукцион по продаже сбытовых активов, Роснефти было слишком мало известно о них. «Но когда мы поняли, что получили достаточно информации для того, чтобы принять управленческое и коммерческое решение, мы приняли решение покупать», – объяснил он покупку ООО «Юнитекс».
Сергей Богданчиков рассказал, что с ООО «Прана» уже идут переговоры о приобретении части активов, купленных обществом.
Как ранее писала газета ВЗГЛЯД, «Прана» была готова перепродать приобретенные активы ЮКОСа. Осведомленный источник газеты утверждал, что в ближайшее время «Прана» перепродаст лот №13 через Газпромбанк.
ООО «Прана» стало героем самого странного аукциона по продаже активов ЮКОСа. 11 мая на торги был выставлен лот №13, в который вошли 8 трейдерских компаний ЮКОСа и здание на улице Дубининской. В конкурсе участвовали два ООО – «Нефть-Актив», представляющее Роснефть, и «Прана».
ООО «Прана» переплатило за лот в 4,5 раза. Стартовая цена составила 22,07 млрд рублей, по итогам торгов сумма достигла 100,091 млрд рублей (порядка 4 млрд долларов).
О собственниках ООО «Прана» нет официальной информации. «За ООО «Прана» не стоит юридических лиц. Это три физических лица с русскими фамилиями, которые и дали деньги на покупку лота. Эти люди не желают себя раскрывать. Поэтому потребовали, чтобы их данные были скрыты под грифом «коммерческая тайна». Покупка была оплачена через ООО «Прана», – говорит источник газеты ВЗГЛЯД.
Основная ценность 13-го лота – счета трейдерских компаний ЮКОСа. На них зависли миллиарды долларов. По данным одного из менеджеров торгового дома ЮКОСа, часть денег на счетах числится в виде долговых обязательств бывших «дочек» ЮКОСа – Самаранефтегаза, Томскнефти и ряда других. Сейчас эти компании принадлежат Роснефти. Таким образом, «Прана» за 4 млрд долларов купила рычаг давления на Роснефть.
По мнению одного из инвестбанкиров, правительство не случайно вернуло Роснефть в стратегический список 17 мая – почти сразу после продажи 13-го лота ЮКОСа. Попадание в этот список существенно затрудняет возможность банкротства компании.
О том, что именно хочет купить Роснефть, компания не сообщает. Сергей Богданчиков напомнил, что помимо центрального здания ЮКОСа на Дубининской в лот входили также несколько тысяч цистерн, денежные средства на счетах торгового дома ЮКОСа в объеме нескольких сот миллионов долларов, невозвращенный НДС на несколько сот миллионов долларов, а также несколько сот тысяч тонн ГСМ. «Только сам торговый дом потянет больше чем на 1 млрд долларов, плюс заправки в Москве и Московской области и ряд других активов», – посчитал он.
«У Роснефти может не быть денег на приобретение недвижимости и подобных активов, но ей стоит купить у «Праны» нефтепродукты и долг по возврату НДС, на которые можно получить дисконт, – считает директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. – Как окологосударственная структура, Роснефть может вернуть НДС быстрее, чем любая другая компания. Сбыть большое количество нефтепродуктов Роснефти тоже проще, чем «Пране»».
Аналитик ИК Unity Trust Ариф Зейналов считает маловероятным интерес госкомпании к денежным средствам и невозвращенному НДС или центральному зданию ЮКОСа.
«Если только «Прана» не была изначально аффилирована с Роснефтью и речь не идет о простом переводе активов с баланса на баланс, то какого-то значительного интереса с точки зрения генерирования прибыли это здание не представляет», – отметил он.
«Наиболее привлекательны, скорее всего, сбытовые активы, так как сейчас Роснефть нормализовала ситуацию с нефтепереработкой, и расширение возможностей по реализации конечным потребителям может быть интересно», – полагает Ариф Зейналов.
По его словам, общая стоимость сбытовых активов в двух ООО без учета стоимости здания составляет порядка 500 млн долларов. «Примерно столько «Юнитекс» заплатил на аукционе, рыночная стоимость всех сбытовых активов и у «Юнитекса», и у «Праны» близка к этой сумме», – считает аналитик.