В понедельник на саммите Организации черноморского экономического сотрудничества в Стамбуле президенты стран-участников подпишут декларацию о сотрудничестве.
В ближайшие годы этой автомобильной магистрали ждать не стоит, работа на одном только российском участке займет 5–6 лет
«В проекте этой декларации заложена философия Санкт-Петербургского саммита «Большой восьмерки», – пояснил министр иностранных дел Сергей Лавров. По его словам, «в декларации отражены подходы России к реализации сотрудничества в рамках ОЧЭС».
Сергей Лавров рассказал, что Россия выступила с инициативой координировать энергетические стратегии государств региона, и подчеркнул, что «важно обеспечить взаимовыгодный доступ к энергетическим ресурсам всех участников организации».
«За последние годы организация наконец приступила к реализации практических проектов», – отметил господин Лавров.
Речь идет о строительстве черноморского автодорожного кольца и проекте развития морских магистралей. «Россия также занимается возобновлением морского сообщения, в том числе паромного и пассажирского», – перечислил варианты Сергей Лавров. По словам министра, существует также проект санитарной защиты морского региона.
«В числе прорабатываемых экспертами ОЧЭС планов на будущее – повышение интегрированности региональных энергетических рынков, налаживание сотрудничества в обеспечении физической безопасности энергообъектов, укрепление природоохранной составляющей энергетики», – рассказал помощник президента России Сергей Приходько.
Он не исключает, что в обсуждении президенты могут затронуть вопросы реализации программы перевода автотранспорта на природный газ.
Руководитель Центра проблем мировой энергетики Нодари Симония считает, что для России на саммите важно не просто договориться о сотрудничестве с другими членами ОЧЭС, но и установить с ними долгосрочные отношения. «Конкретики в плане реализации проектов будет немного, – считает эксперт. – Это не тот уровень».
Господин Симония уверен, что российская делегация будет стремиться к обсуждению нефтегазовых проектов. «Черноморский регион очень важен для России – не случайно руководство Евросоюза вместе с американцами хочет удалить оттуда российское присутствие, – говорит он. – Первую попытку они уже предприняли, построив трубопровод Баку – Джейхан – Тбилиси».
По его словам, этот нефтепровод – абсолютно политический проект. «Никакой острой необходимости в нем нет, рентабельность трубы под вопросом, не хватает нефти, чтобы его заполнить», – констатирует Нодари Симония. «Следующим шагом стал газопровод Nabucco, который тоже не функционирует на полную мощность, – продолжает аналитик. – Закончилось тем, что появились предложения заполнить этот трубопровод российским газом».
Сейчас самое важное – снять напряжение в отношениях с Турцией в связи с планами строительства второй нитки газопровода «Голубой поток» в обход Турции, считает Нодари Симония.
Договориться о строительстве Черноморского электроэнергетического кольца, скорее всего, будет очень трудно. «Это вопрос не сегодняшнего дня, создать в стране внутреннее кольцо мы пока не можем, внешнее тем более», – отмечает эксперт.
Он уверен, что при достижении необходимых политических договоренностей электроэнергетическую инфраструктуру построят за 2–3 года. «Но обсуждений предстоит еще много», – считает он.
По словам господина Симонии, впереди еще масса переговоров, до того как начнется строительство транспортного кольца вокруг Черного моря с выходом на трансъевропейские магистрали.
«В ближайшие годы этой автомобильной магистрали ждать не стоит», – уверен он. «После обильных дебатов, начнется строительство, а работа на одном только российском участке займет 5–6 лет», – прогнозирует эксперт.