Ковыктинский проект может войти в совместное предприятие Газпрома и британской ВР. Как сообщала газета ВЗГЛЯД, по неофициальной информации, корпорации на паритетных началах вложат в СП активы общей стоимостью 3 млрд долларов.
У BP, помимо иностранных активов, могут попросить также 49%-ные пакеты акций в нефтяных проектах «Сахалин-4» и «Сахалин-5
Отраслевые эксперты прогнозируют, что газовая монополия заплатит 1 млрд долларов за контрольный пакет акций оператора Ковыкты «Русиа Петролеум», а остаток – 500 млн долларов – инвестирует в транспортную инфраструктуру. ВР, по мнению аналитиков, сохранит за своей российской «дочкой» статус оператора проекта и вложит средства в освоение месторождения.
«Для Газпрома подобная сделка несет очевидную выгоду, – комментирует главный экономист УК «Русь Капитал» Алексей Логвин. – Корпорация получает контроль над оператором и инвестирует часть средств в инфраструктуру». Основные расходы по освоению месторождения, по словам эксперта, возьмет на себя ВР. «Главный плюс для британского концерна – он может остаться на Ковыктинском газоконденсатном месторождении как оператор и как миноритарный акционер», – отмечает господин Логвин.
«Участие со стороны Газпрома, скорее всего, будет в виде организации транспортной инфраструктуры, а также в поставках газа с Ковыкты на экспорт, – продолжают обсуждение участия газовых корпораций в СП аналитики компании Unity Trust. – Как оператору месторождения дочерней организации ВР поставки за рубеж будут более выгодны». Британский концерн, по мнению экспертов, возьмет на себя траты по наращиванию добывающих мощностей в проекте. «ВР, скорее всего, оставит себе солидный пакет акций, пусть и меньше блокпакета, на других условиях концерну это просто невыгодно», – замечают специалисты.
«Для BP оптимальным вариантом является передача Газпрому контрольного пакета акций ОАО «Русиа Петролеум» при сохранении собственного как минимум блокирующего пакета, – комментирует возможное распределение долей Алексей Белогорьев, эксперт-аналитик Института проблем естественных монополий. – В обмен на эту уступку BP может предложить монополии свои доли в некоторых зарубежных проектах».
Эксперт считает, что особенно интересным для Газпрома может быть участие в газораспределительных компаниях Великобритании. «Это единственный способ для BP сохранить хоть какую-то долю в Ковыкте, которой отводится значительное место в ресурсном балансе корпорации», – подчеркивает господин Белогорьев. Кроме того, на кону стоят, по сути, все газовые проекты российской «дочки» компании – ТНК-BP. Аналитик напоминает о бизнес-планах компании, согласно которым ее добыча природного и попутного газа в России может возрасти до 21 млрд кубометров. «Очевидно, что без согласия и поддержки Газпрома этот газ будет невозможно реализовать», – констатирует он.
«Структура СП, в случае его создания, вероятно, будет строиться на паритетных началах, – отмечает Алексей Белогорьев. – При этом все активы российской стороны, скорее всего, ограничатся Ковыктинским месторождением». У BP, по мнению специалиста, помимо иностранных активов могут попросить также 49%-ные пакеты акций в нефтяных проектах «Сахалин-4» и «Сахалин-5». «Тем более что как раз сейчас «Газпром нефть» стоит перед угрозой потери лицензии на смежный с ними Лопуховский блок», – говорит он.
«Помимо возможного сотрудничества по Ковыкте, вся остальная деятельность СП, скорее всего, сосредоточится на проектах, связанных со сжижением природного газа и его транспортировкой, – резюмирует эксперт. – Особенно важно для Газпрома получить от BP современные технологии производства СПГ».
Аналитики Investec Securities согласны с коллегой. Они считают, что СП будет ориентировано на работу с сжиженным природным газом. «Я думаю, они будут заинтересованы в получении доступа к ввозным терминалам СПГ в Великобритании или США, – отмечают аналитики. – Это облегчит доступ российского газа на международный рынок».
«Сделка может затронуть терминалы по СПГ, расположенные в Великобритании, США, Китае и Испании, а также участие в проектах, которые занимаются добычей природного газа и его сжижением, – говорится в аналитической записке Citigroup, – как, например, проект Tangguh в Индонезии».
В Альфа-Банке считают, что в обмен на Ковыктинское месторождение TНK-BP может получить доступ к другим проектам в России. По словам экспертов, возможный вариант обмена активами «может предполагать доступ Газпрома к международным активам TНK-BP, в том числе в Западной Европе». «Монополия хочет получить доступ к перерабатывающим и транспортирующим мощностям в Европе», – отмечают эксперты.
Ранее исполнительный директор BP Тони Хейворд заявил, что «примирился с мыслью об обмене активами». Он призвал к взаимовыгодному обмену, подчеркнув, что «не только в Россию должен идти приток иностранного капитала, но и российские компании должны вкладывать средства в зарубежные проекты».
«Было бы неплохо, если бы российские нефтегазовые игроки инвестировали средства за границу. Надеюсь, эта тенденция усилится в ближайшие годы», – подчеркнул Тони Хейворд.