Учредители загадочного ООО «Прана», которое выкупило штаб-квартиру ЮКОСа вместе с миллиардными счетами нефтетрейдеров, – это три физических лица.
Это три физических лица с русскими фамилиями, которые и дали деньги на покупку лота. Поэтому потребовали, чтобы их данные были скрыты
Осведомленный источник газеты ВЗГЛЯД утверждает, что в ближайшее время «Прана» перепродаст лот №13 через Газпромбанк. Конечного покупателя активов источник назвать отказался.
ООО «Прана» стало героем самого странного аукциона по продаже активов ЮКОСа. 11 мая на торги был выставлен лот №13, в который вошли трейдерские компании ЮКОСа: «ЮКОС Эксплорейшн энд Продакшн», «ЮКОС Рефайнинг энд Маркетинг», «ЮКОС-М», «ЮКОС-Москва», «ЮТ-Ойл», «Ю-Мордовия», «ЮКОС Восток Трейд», ООО «Торговый дом «ЮКОС-М» и здание ЮКОСа на улице Дубининская. В конкурсе участвовали два ООО – «Нефть-Актив», представляющая Роснефть, и «Прана».
ООО «Прана» переплатило за лот в 4,5 раза. Стартовая цена составила 22,07 млрд рублей, по итогам торгов сумма достигла 100,091 млрд рублей (порядка 4 млрд долларов). Аукцион продолжался три часа, всего было сделано 707 шагов по 110,335 млн рублей.
Структура собственности ООО засекречена. 1% «Праны» принадлежит генеральному директору фирмы Владимиру Есакову. Оставшейся частью владеет оффшор Parson Consulting, зарегистрированный на Сейшелах.
Связаться с господином Есаковым по домашнему телефону газете ВЗГЛЯД не удается уже несколько недель. «Он редко бывает здесь. Звоните еще», – ранее отвечал на звонки журналистов мужской голос. С прошлой недели в квартире Есакова постоянно включен автоответчик.
Российская пресса пытается выяснить, кто стоит за «Праной». По данным «Коммерсанта», телефон, по которому в ЮКОС поступали звонки от «Праны», принадлежит компании United Capital Partners. Рядом расположены офис юридической фирмы Salans и помещения структур Газпромбанка.
«Ведомости» сообщают, что United Capital Partners – проект президента Deutsche UFG Ильи Щербовича. Издание выяснило, что господин Щербович учился на одном курсе Академии имени Плеханова с Владимиром Есаковым.
Осведомленный источник газеты ВЗГЛЯД утверждает, что бенефициарами ООО «Прана» выступают три физических лица. Он отказался уточнить, имеют ли они «большой опыт работы в топливно-энергетическом комплексе».
«За ООО «Прана» не стоит юридических лиц. Это три физических лица с русскими фамилиями, которые и дали деньги на покупку лота. Эти люди не желают себя раскрывать. Поэтому потребовали, чтобы их данные были скрыты под грифом «коммерческая тайна». Покупка была оплачена через ООО «Прана», – говорит источник.
В случае с «Праной» противники Роснефти применили ту же схему, которую корпорация Сергея Богданчикова использовала на аукционе по продаже Юганскнефтегаза в декабре 2004 года. Тогда неизвестное ООО «Байкалфинансгруп» перебило предложение Газпрома. Впоследствии оказалось, что БФГ представляла интересы Роснефти. Президент России Владимир Путин позднее объяснил, что «Байкалфинансгруп» учредили «физические лица с опытом работы в топливно-энергетическом комплексе».
Секретность скоро перестанет быть актуальной. Физические лица выступают промежуточным звеном сложной многоходовой сделки. «По моим данным, 13-й лот в ближайшее время перепродадут через Газпромбанк», – заявляет источник газеты ВЗГЛЯД. Он отказался сообщить, кто выступит конечным покупателем счетов трейдерских компаний ЮКОСа. В банке затруднились оперативно прокомментировать данную информацию.
Аналитики уверены, что главную ценность в 13-м лоте представляют счета трейдерских компаний ЮКОСа. На них зависли миллиарды долларов. По данным одного из менеджеров торгового дома ЮКОСа, часть денег на счетах числится в виде долговых обязательств бывших «дочек» ЮКОСа – Самаранефтегаза, Томскнефти и ряда других. Сейчас эти компании принадлежат Роснефти. Таким образом, «Прана» за 4 млрд долларов купила рычаг давления на Роснефть.
Один из российских инвестбанкиров предполагает, что правительство не случайно вернуло Роснефть в стратегический список 17 мая – почти сразу после продажи 13-го лота ЮКОСа. Попадание в этот список существенно затрудняет возможность банкротства компании.