Объем российского рынка легковых автомобилей к 2011 году вырастет почти в 2 раза – до 4 млн автомобилей в год. Такой прогноз сделал руководитель отдела по работе с клиентами автомобильной промышленности для Центральной и Восточной Европы консалтинговой компании Ernst & Young Питер Фусс.
Выпуск «российских иномарок» уже начнет превосходить по темпам роста производство традиционных отечественных автомобильных брендов
В 2006 году, отметил господин Фусс, российский рынок легковых автомобилей увеличился на 20% по сравнению с 2005 годом, перешагнув рубеж в 2 млн машин. При этом наибольший рост наблюдался в производстве иномарок российской сборки – около 80%. Доля рынка таких автомобилей в общем объеме продаж по итогам года составила 13%.
К 2009 году объем рынка превысит 3 млн автомобилей, уверены в Ernst & Young. К тому времени выпуск «российских иномарок» уже начнет превосходить по темпам роста производство традиционных отечественных автомобильных брендов.
В частности, как отмечается в отчете Ernst & Young, к 2010 году объем производства иномарок в России составит около 1 млн штук в год, а традиционных российских брендов – 650–700 тыс. машин в год. Для сравнения, в 2004 году в России было произведено 100 тыс. иномарок и 1 млн отечественных автомобилей.
«Рост производства иномарок внутри страны и будет основным фактором удвоения продаж автомобилей к 2011 году», – прогнозирует Питер Фусс.
«Значительную динамику роста российского рынка в прошедшем году можно объяснить сдвигом продаж в сторону производимых в России иномарок. Кроме того, необходимо отметить либерализацию кредитного рынка, стимулирующего конкуренцию среди иностранных производителей», – заявил эксперт.
По его словам, уже в настоящее время Россия является третьей в мире страной не только по объему автомобильного рынка, но и по зафиксированному росту.
В ближайшее время Западная Европа будет доминировать в сфере производства автомобилей. «Но здесь существует проблема избыточных мощностей, в результате чего взгляд производителей Западной Европы будет обращен в сторону Восточной Европы, в частности на Россию», – сказал господин Фусс. По его оценке, рыночный потенциал России превосходит Центральную и Восточную Европу.
По мнению аналитика ИК «Брокеркредитсервис» Севастьяна Козицына, объем рынка в 4 млн автомобилей может быть достигнут уже по итогам 2010 года. «Продажи автомобилей растут на 15–20% в год. Российский рынок развивается быстро. Уже в прошлом году совокупные продажи иномарок – и произведенных в России, и импортных – превысили продажи российских брендов. Поэтому определенно рост рынка в последующие годы придется на новые сборочные линии по производству «российских иномарок». Правда, АвтоВАЗ тоже планирует запустить новую линию, возможно, это будет сборочная линия», – говорит господин Козицын.
Аналитик отмечает, что «единственным серьезным производителем российских брендов выступает АвтоВАЗ», который производит около 700 тыс. легковых автомобилей в год.
«ГАЗ производит около 50 тыс. машин, но в будущем он, скорее всего, откажется от производства марки «Волга» в пользу Chrysler. А уровень производства АвтоВАЗа, скорее всего, останется таким же и в ближайшем будущем. Уже сейчас наблюдается затоваривание продукции АвтоВАЗа, которая не выдерживает конкуренции с недорогими иномарками российского производства».
Аналитик ИФК «Метрополь» Александр Жуков дает более консервативные оценки рынка. «По итогам 2010 года объем рынка составит 2,6–2,8 млн машин, возможно, в 2011 году он составит 2,8 млн. Рынок будет расти на 6–7% в год. Другое дело, что в денежном выражении он вырастет на 15–18%, из-за того что потребители будут покупать более дорогую продукцию», – считает господин Жуков.