Приток инвестиций в реальный сектор вызвал скачок роста промышленного производства. За январь 2007 года отечественная промышленность выросла на 8,4% по сравнению январем прошлого года, подсчитали в Росстате. Таким образом, темпы развития промышленности удвоились. В январе 2006 года темп роста промышленного производства составлял 4,4% к январю 2005 года.
8,4% – это аномально высокий показатель, таких рывков в природе не бывает
Установка президента Владимира Путина на диверсификацию экономики России начинает казаться менее фантастической. Основой роста промышленности в начале года стал несырьевой сектор.
По данным официальной статистики, объем добычи полезных ископаемых за январь 2007 года увеличился на 4,2%, в то время как объем производства в обрабатывающих отраслях промышленности – на 17,3%.
Нефти и газового конденсата в январе российские корпорации стали добывать лишь на 3,9% больше, чем в январе 2006 года – 41,4 млн тонн. Объем добычи газа сократился на 0,1% – до 60,7 млрд кубических метров. Угольные компании работали эффективнее коллег из других отраслей топливно-энергетического комплекса. В январе объем добычи угля увеличился на 7,3% – до 28,1 млн тонн. В то же время объем производства электроэнергии сократился за январь 2007 года на 4,1% – до 94,7 млрд кВт в час, а теплоэнергии – на 17,2%, до 181 млн Гкал.
Одним из лидеров экономики, к удивлению экономистов, стало автомобилестроение. По сравнению с январем прошлого года производство в автомобилестроительной отрасли выросло в среднем более чем на четверть. В частности, производство легковых автомобилей за январь 2007 года увеличилось на 25% – до 85,6 тыс. штук, автобусов – на 17,3%, до 4,9 тыс. штук.
В обозримом будущем объемы производства машин в России существенно возрастут. Сейчас зарубежные автомобилестроители пользуются правом беспошлинного ввоза в Россию комплектующих. Режим промышленной сборки автомобилей на территории России при заключении инвестсоглашения дает производителям возможность в течение нескольких лет ввозить автомобильные детали беспошлинно или с минимальной пошлиной в 3%. Такая система стимулирует развитие рынка. В 2006 году было заключено 10 соглашений о создании производств в режиме промышленной сборки. По состоянию на конец 2006 года уже заключены инвестсоглашения с Kia, SsangYong, Toyota, Volkswagen, Nissan, GM, GM-AвтоВАЗ, Renault, Ford, АвтоВАЗ. Ожидают согласования Fiat, Chery, Isuzu, Hyundai и Great Wall.
Аналитик Экономической экспертной группы Анна Васильева считает, что рост промышленного производства связан с тем, что прошлый год оказался рекордным по объему инвестиций, привлеченных в экономику России. По официальной оценке властей, в 2006 году в Россию вложили 40 млрд долларов. «Этот фактор обычно сказывается в более долгой перспективе, однако возможно, что он уже имеет место. Вот рост производства автомобилей напрямую зависит от расширения сборочного производства в России», – говорит госпожа Васильева.
Экономист инвестиционной компании «Финам» Ольга Беленькая с меньшим доверием относится к цифрам, озвученным Росстатом.
По мнению аналитика, рост промышленного производства в начале года «вызван календарными и погодными причинами и не может считаться объективным показателем». «Число рабочих дней в этом январе побольше, чем в прошлом, кроме того, холодная зима в 2006 году привела к тому, что работы во многих отраслях промышленности были просто прекращены. Январь прошлого года – провальный месяц для многих отраслей. Так что 8,4% – это аномально высокий показатель, таких рывков в природе не бывает. Вообще, данные за один месяц в сравнении с аналогичным месяцем прошлого года – весьма волатильный показатель, и трудно строить прогнозы на их основе», – отмечает госпожа Беленькая.
Экономист напоминает, что в декабре 2006 года рост промпроизводства составил 1,9% по сравнению с декабрем 2005 года, что ниже, чем прогнозировало правительство. За весь 2006 год показатель вырос на 3,9%. «На эти цифры надо ориентироваться в прогнозах», – уверена Ольга Беленькая.