Транснефть может отказаться от прокачки нефти в направлении Литвы по трубе Унеча – Полоцк – аварийному участку трубопровода «Дружба». О том, что единственный в Прибалтике нефтеперерабатывающий завод Mazeikiu Nafta, ранее принадлежавший ЮКОСу, может остаться без трубопроводных поставок, во вторник рассказал президент российской трубопроводной монополии Семен Вайншток. Ранее в компании говорили, что экспорт в Литву может возобновиться в марте.
Сейчас Ростехнадзор проводит экспертизу, чтобы установить, возможна ли модернизация действующего нефтепровода
Поставки нефти по трубе Унеча – Полоцк были приостановлены летом 2006 года из-за аварии. В 2006 году по этому участку было прокачано около 5 млн тонн нефти по сравнению с 8,5 млн в 2005 году.
Сейчас Ростехнадзор проводит экспертизу, чтобы установить, возможна ли модернизация действующего нефтепровода или необходима прокладка новой трубы. «Мы проведем расчет экономической целесообразности работ по восстановлению нефтепровода.
Возможно, что эти работы будут настолько серьезны, что мы решим отказаться от них», – подчеркнул Семен Вайншток. По его словам, если Ростехнадзор весной подтвердит разрешение на работу трубопровода, на его восстановление может потребоваться до 2 лет.
Авария на участке Унеча – Полоцк произошла 29 июля в 2 километрах от населенного пункта Красная Слобода Суражского района Брянской области. Произошла утечка нефти. Площадь двух нефтяных пятен на почве составила 340 кв. метров. После инцидента российская монополия приостановила поставки сырья в Литву по трубе, объяснив это решение необходимостью отремонтировать ветку.
Сейчас нефть в Литву доставляется танкерами из порта в Приморске (Ленинградская область), где находится нефтеналивной терминал Транснефти. Но официальный Вильнюс недоволен сложившейся ситуацией. Поставка одной тонны нефти морем на 27 литов (1 евро – 3,45 лита) дороже, чем прокачка по трубам.
Литовские политики видели за решением Транснефти план Москвы по оказанию экономического давления на страну с целью вынудить Вильнюс продать завод Mazeikiu Nafta российской компании. В Транснефти опровергают эти предположения. Заместитель главы Росприроднадзора Олег Митволь ранее рассказывал газете ВЗГЛЯД, что на 70-километровом участке Унеча – Полоцк стоит более 500 муфт.
«Муфты – это по сути дела заплаты, – пояснил чиновник. – Система диагностики уже прогнозирует большое количество аварийных участков. С таким количеством заплаток старую трубу надо просто менять. На Унече стоит современная насосная станция, которую недавно ввели в эксплуатацию. А после этой мощной насосной станции – старая дырявая труба». Связаться с членами экономического комитета сейма Литвы во вторник не удалось.
Аналитик Rye, Man & Gor Константин Черепанов считает, что ремонт участка Унеча – Полоцк в любом случае обошелся бы Транснефти дешевле строительства нового трубопровода. «С точки зрения экономической целесообразности выгоднее отремонтировать старую трубу, – уверен эксперт. – Ремонт не предполагает замену 100% оборудования нефтепровода и сопутствующей инфраструктуры».
По мнению аналитика, Транснефть может отказаться от поставок по трубе из-за того, что на высшем уровне уже принято решение о строительстве нового нефтепровода в обход Белоруссии. «Если этот проект будет реализован, прокачка по ветке Унеча – Полоцк потеряет смысл», – констатирует господин Черепанов.
Во вторник Семен Вайншток объявил, что Транснефть готова построить трубу в обход Белоруссии по маршруту Унеча – Приморск менее чем за 1,5 года. Расходы на реализацию проекта составят 2–2,5 млрд долларов.
Заместитель директора Института ТЭК Сергей Ежов уверен, что «труба Унеча – Приморск имеет смысл только с точки зрения обхода Белоруссии». «Получается крюк, – замечает господин Ежов. – Хотя расстояние между Унечей и Приморском не очень большое».