Лучшим итогом для мировой экономики стал бы проигрыш Германии в финале ЧМ. При победе в финале Италии ее болельщики принесли бы Германии дополнительные дивиденды - массовые торжества на территории страны увеличили бы объемы потребления, что автоматически простимулировало бы рост мировой экономики. В противном случае итальянцы уехали бы с чемпионата расстроенными, и затрат на потребление было бы меньше.
Азию, где экономический рост и без того уже достаточно силен, победа могла бы перегреть
Болельщикам Германии, в свою очередь, после проигрыша в финале уезжать бы никуда было бы не нужно, но досаду за проигрыш они могли бы выместить за счет дополнительных расходов на потребление алкоголя.
Выход в финал был бы очень важен для Германии. Но страна вылетела с турнира, и потребительские расходы со стороны немецких болельщиков будут гораздо меньше, отмечают экономисты ABN Amro. Но влияние ЧМ на германскую экономику все равно будет положительным - после длительного периода стагнации Германия как принимающая сторона этого чемпионата получила долгожданные инвестиции.
По оценкам Британского центра исследования экономической конъюнктуры, благодаря Кубку мира объемы потребления в глобальных масштабах значительно увеличатся и достигнут 25 млрд. долларов. При этом основная часть этих денег будет потрачена в Европе и прежде всего в Германии, принимающей гостей чемпионата мира по футболу – 2006. Прежде всего, это были инвестиции в стадионы и инфраструктуру обслуживания туристов и многочисленных представителей СМИ, слетевшихся в Германию со всей планеты.
Голландские экономисты подчеркивают, что для «уравновешивания дисбалансов в динамике экономического развития разных регионов мира» необходимо, чтобы в Кубке выиграла европейская страна. Так и будет. В финале встретятся команды Франции и Италии. Победа в чемпионате кого-либо из латиноамериканских стран не привнесла бы в темпы мирового экономического развития дополнительных процентов роста, считают представители ABN Amro.
Азию, где экономический рост и без того уже достаточно силен, победа могла бы перегреть. Кроме того, победа команды из стран Азии могла бы усилить тенденцию к ослаблению доллара и усилению евро, так как привела бы к вложению больших сумм в европейские товары, считают голландские банкиры.
Чем больше Европа потратила бы, тем больше было бы импортировано именно американских товаров (фото REUTERS) |
Между тем главный перекос в мировой экономике, с точки зрения экономистов ABN Amro, – это дефицит торгового баланса США. По их словам, американские домохозяйства тратят намного больше, чем могут себе позволить. Дальнейшее усиление этой тенденции может привести к глобальной финансовой неустойчивости, предупреждают экономисты.
Между тем экономическая система Европы могла бы поспособствовать сглаживанию противоречий, утверждают в ABN Amro. Для этого, по теории банка, граждане Европы должны больше тратить. Чем больше Европа потратила бы, тем больше было бы импортировано именно американских товаров, что и сократило бы огромный американский торговый дефицит.
«Мы убеждены, что футбол имеет воздействие на экономику», – заявили исследователи ABN Amro Рубен Лиувен и Чарльз Келшовен. – Безусловно, не сам футбол превращает экономический спад в бум, но если посчитать последствия от того или иного исхода этой битвы, победа будет важна для экономики всего мира».
Однако не все экономисты согласны с таким мнением. Экономический консультант компании Xerfi Николас Бузо считает, что Кубок мира по футболу приносит дивиденды только стране-организатору, крупному капиталу, зарабатывающему на рекламе, букмекерам и самой индустрии футбола, включая высокооплачиваемых звезд.
Кроме того, Николас Бузо не согласен, что большинство европейцев во время чемпионата мира начинают в ажиотаже скупать телевизоры с плоским экраном, тем самым ухудшая торговый баланс Франции.
«Тем более нельзя делать выводы о результатах влияния этого чемпионата мира на мировую экономику, основываясь на росте экономики Франции в 1998 году, – уверен Николас Бузо. – Экономический рост во Франции начался еще до старта Кубка мира по футболу, поэтому непосредственное влияние чемпионата на увеличение потребления и данные ВВП в течение того года могут быть просто ошибочными. Есть только один фактор длительного воздействия, да и то только на национальную экономику, когда победу в чемпионате одерживает национальная команда страны-организатора, – это развитие футбольной промышленности».