Экономика

15 мая 2006, 16:45

Чиновники решают судьбу авиации

Фото: ИТАР-ТАСС

Чиновники обсуждают проект предпринимателя Бориса Абрамовича – альянс AirUnion. Минэкономразвития готово одобрить создание главного конкурента «Аэрофлота». Но Росимущество не желает лишаться контроля над компанией «КрасЭйр». Если слияние региональных перевозчиков состоится, объединенная компания может позднее войти в состав «Аэрофлота», говорят аналитики.

Минэкономразвития, Минтранс и Росимущество уже несколько лет не могут решить, стоит ли соглашаться на инициативу совладельца компаний «КрасЭйр», «Домодедовские авиалинии», «Самара», «Омскавиа» и «Сибавиатранс» Бориса Абрамовича объединить все компании в одно юридическое лицо под брендом AirUnion. В последнее время переговоры о создании крупнейшего регионального авиаперевозчика активизировались. Минэкономразвития готово дать принципиальное согласие на создание основного конкурента «Аэрофлота».

Конкуренция или контроль?

Герман Греф и Игорь Левитин обратились с предложением о создании AirUnion под эгидой «КрасЭйр» к Владимиру Путину

Доли компаний, близких Борису Абрамовичу, в AirUnion распределены следующим образом: «КрасЭйр» – 40%, ДАЛ – 48,6%, «Омскавиа» – 70%, АК «Самара» 40% и «Сибавиатранс» – 100%. Сейчас эти компании работают по единой маршрутной сети и координируют свою ценовую политику, однако официально превратиться в единое юрлицо они не могут до тех пор, пока добро не даст мажоритарный акционер крупнейшего авиаперевозчика альянса «КрасЭйр» – государство.

Дело в том, что в случае слияния государство потеряет контроль над «КрасЭйр». По подсчетам экспертов, взамен 51% доли в красноярской авиакомпании государство получит 32-42% в ООО «Эйр Юнион», а контроль над альянсом перейдет к совладельцам «КрасЭйр» Борису и Александру Абрамовичам.

Росимущество выступает против размывания госпакета и в апреле этого года предложило передать госпакет компании в уставный капитал «Аэрофлота» вместе с пакетами акций множества других авиакомпаний, в уставном капитале которых сохранилось госучастие. При этом государство увеличило бы контроль над «Аэрофлотом» с 51,17 до 75%.

МЭРТ и Минтранс поддерживают предложение Бориса Абрамовича. В апреле руководители министерств Герман Греф и Игорь Левитин обратились с предложением о создании AirUnion под эгидой «КрасЭйр» к Владимиру Путину и, по неофициальной информации, получили президентское одобрение. На завершившемся 13 мая красноярском экономическом форуме «Развитие востока России» замглавы Минэкономразвития Кирилл Андросов дал понять, что его ведомство не пугает потеря контроля государства над AirUnion, поскольку «это стимулирует развитие конкуренции на рынке авиаперевозок в России». А передача госпакета «КрасЭйр» «Аэрофлоту» укрупнит госкомпанию, однако вряд ли оздоровит рынок.

Глава «Аэрофлота» Валерий Окулов на том же форуме отрекся от приписываемой ему идеи поглощения «КрасЭйр», заметив, что «такого проекта не существует». А Борис Абрамович получил в родном Красноярске еще один бонус. Кирилл Андросов сообщил, что разрабатываемый «КрасЭйр» проект создания на базе красноярского аэропорта «Емельяново» международного хаба (транзитного транспортного узла) может быть профинансирован из инвестиционного фонда, предназначенного для реализации проектов частно-государственного партнерства. Прием заявок на финансирование из фонда на нынешний год МЭРТ завершает 20 мая, общие затраты государства на проекты ЧГП в этом году по плану составят 70 млрд. рублей, в 2007 году 72,9 млрд. рублей, а в 2008 - 73,2 млрд. рублей.

Заместитель гендиректора «КрасЭйр» по маркетингу Андрей Егоров сообщил газете ВЗГЛЯД, что акционеры AirUnion решили подавать заявку не сейчас, а в рабочем порядке в сентябре, после того, как будет завершена подготовка проектно-сметной документации по проекту. Разработка уточненного бизнес-плана и проектно-сметной документации обойдется примерно в 2-4 млн. долларов и будет оплачена частными акционерами альянса самостоятельно. Общая стоимость проекта - примерно 500 млн. долларов, из них около 300 млн. долларов (около 8 млрд. рублей – Ред.) - это предполагаемый объем государственного участия в проекте.

Государственные деньги сейчас очень бы пригодились совладельцам «КрасЭйр». Самостоятельно привлечь средства для реализации крупномасштабного проекта AirUnion им будет сложно. В авиатранспортной отрасли сейчас заметно снизилась рентабельность из-за роста цен на авиационное топливо. Кроме того, из пяти компаний, которые находятся под оперативным управлением AirUnion, работает с прибылью только «КрасЭйр». Остальные участники будущего альянса показали разную степень убыточности.

«AirUnion может прекратить существование…»

AirUnion может прекратить существование

На первый взгляд мечта Бориса Абрамовича о создании второго в России крупного национального перевозчика близка к осуществлению. МЭРТ и профильные ведомства – Минтранс и Росавиация – начинание поддерживают. Андрей Егоров сказал газете ВЗГЛЯД, что ожидает к началу-середине июня получить заключение об объединении компаний от Федеральной антимонопольной службы.

Но Росимущество до сих пор не смирилось с потерей контроля над «КрасЭйр». По неофициальной информации, чиновники предлагали Борису Абрамовичу внести в уставный капитал AirUnion госпакеты «Владивостокавиа» или «Башкирских авиалиний», чтобы контроль над воздушным альянсом сохранился у государства. Частные акционеры с предложением не согласились, мотивировав отказ тем, что «Башкирские авиалинии», например, на данный момент находятся в стадии банкротства.

По всей вероятности, предложение передать в уставный капитал государственной авиакомпании «Аэрофлот» все госпакеты авиакомпаний, включая госдолю и в самой «КрасЭйр», стало ответом раздосадованного Росимущества на отказ Абрамовича уступить контроль в AirUnion.

Кроме того, Росимущество обратилось в Красноярский арбитражный суд с иском об отмене решения собрания акционеров «КрасЭйр» о выпуске ООО «Эйр Юнион» (ранее называлось «Эйр Бридж») облигаций на 1,5 млрд. рублей. Средства предполагалось использовать на ремонт и пополнение парка авиакомпаний альянса. Этот займ был согласован частными акционерами «КрасЭйра» под поручительство компании без учета мнения контрольного акционера.

Чиновники настаивали, чтобы за заемные средства поручилась не авиакомпания, а сам Борис Абрамович. Но в итоге частные акционеры компании вообще не стали принимать во внимание мнение Росимущества, поскольку сочли, что этот орган является «заинтересованным в сделке». Займ был размещен 15 ноября прошлого года.

Рассмотрение иска Росимущества в арбитраже пока не завершено. Предварительное слушание перенесено с 26 апреля на 18 мая. Формально из-за того, что суду требуется изучить дополнительные документы. Не исключено, что судья ждет, чем закончится разбирательство государственных министерств из-за AirUnion. Если Владимир Путин действительно одобрил создание альянса в таком виде, как его предлагают частные акционеры, Росимущество, надо полагать, срочно отзовет иск.

Но аналитик ИК «Финам» Владислав Кочетков считает, что если отзыва иска не произойдет, не исключено, что размещение облигаций будет аннулировано, и AirUnion может прекратить существование. «Если «КрасЭйр» будет объявлена банкротом, это негативно скажется на рынке авиаперевозок в целом», – считает аналитик.

Директор по правовым вопросам консалтинговой группы «Аспект» Александр Молотников говорит, что абсолютно спокойным относительно судьбы AirUnion можно быть только в том случае, если государство сохранит контрольный пакет в объединенной компании. В случае уменьшения роли государства в альянсе можно ожидать «всего чего угодно». «Это большая авиация, и, несмотря на нынешний отраслевой кризис, в этом сегменте крутятся очень большие деньги. Именно поэтому создание AirUnion обсуждается уже 2-3 года, и до сих пор не завершено. Именно поэтому появилась идея создания на базе «Аэрофлота» отраслевого «монстра». При определенном стечении обстоятельств в будущем можно ожидать существования двух крупных авиаперевозчиков – «Аэрофлота» и AirUnion, за которыми бы тянулись остальные компании. Однако не исключаю, что через 2-3 года, после того как будет закончена консолидация компаний AirUnion, укрупненная компания все-таки войдет в состав «Аэрофлота». Будет ли она выкуплена у частных акционеров за хорошие деньги или прейдет под госконтроль каким-то другим способом – пока неясно».

Аналитик «Центринвест Секьюритиз» Михаил Ганелин считает, что наиболее эффективным решением для государства было бы все-таки сохранить AirUnion в качестве отдельного альянса, поскольку «Аэрофлоту» «есть кого покупать», и без «КрасЭйр», и крупнейший российский перевозчик сам не очень горит желанием штурмовать собственность Абрамовичей».

Текст: Наталья Готова

Вам может быть интересно

Российские войска в 2024 году освободили 547 кв. километров в новых регионах
Темы дня

Китай попал под американский удар по российскому СПГ

США продолжают свою атаку на российские СПГ-проекты. Четвертая волна санкций затронула китайские компании и специализированные суда. Удар по Китаю, как третьей задействованной стороне в этой истории, именно сейчас не случаен. За что Вашингтон наказывает Китай и как это скажется на судьбе российского СПГ?

Украинская коррупция ускорила отступление ВСУ

Российские войска продолжают успешное продвижение в ДНР на нескольких участках фронта. Западные СМИ объясняют этот успех развалом украинских инженерных войск, из-за чего ВСУ приходится отступать на неподготовленные позиции. Так ли это на самом деле и как в нынешних условиях противник намерен выстраивать оборону в регионе?

Политолог сказал, какие страны Европы могут депортировать украинских уклонистов

Премьер Грузии выразил Госдепу США разочарование из-за попыток устроить в стране революцию

Ивлеева прокомментировала «голую вечеринку» словами «не в то время, не в том месте»

Новости

В Кремле сочли опасными слова Макрона о возможной отправке войск на Украину

Заявление президента Франции Эмманюэля Макрона о возможной отправке войск на Украину очень важны и опасны, считает пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.

В Германии признали прорыв российских военных под Часовым Яром

Украина все еще ведет бои близ города Часов Яр, в то время как российские военные уже совершили прорыв в этом стратегически важном месте, поделился мнением корреспондент немецкого телеканала Welt Кристоф Ваннер.

Медведев нашел тройную пользу для России от швейцарской «мирной конференции»

Запланированная в Швейцарии «мирная конференция» принесет России тройную пользу, выразил мнение зампред Совбеза Дмитрий Медведев.

В Совфеде отреагировали на данные об отказе G7 от полной конфискации российских активов

Политики «Большой семерки» выдвигают резонансные идеи об использовании российских активов для поддержки Украины. Но когда к обсуждению подключаются банкиры и юристы, то те «жмут на тормоза», поскольку все риски становятся очевидными, сказал газете ВЗГЛЯД сенатор Андрей Климов. Ранее FT сообщила об отказе стран G7 от идеи полной конфискации замороженных активов РФ.

Грузия напомнила Парижу о «брутальных» действиях французского спецназа на митингах

Позиция МИД Франции по последним событиям в Грузии «лишена объективности», заявило грузинское внешнеполитическое ведомство в пятницу, передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.

ФСБ уничтожила прибывшего в Россию из Литвы диверсанта военной разведки Украины

ФСБ ликвидировала прибывшего из Литвы диверсанта Главного управления разведки Минобороны Украины (ГУР МО), который планировал совершить серию терактов на военных и энергообъектах в Московском регионе и Ленинградской области, сообщили в ЦОС ФСБ.

Ходорковский начал передавать детям контроль за финансированием оппозиции

Бывший российский олигарх Михаил Ходорковский вводит своих детей в управление фондами, финансирующими политические проекты. Сын Глеб Ходорковский в марте 2024 года стал директором Оксфордского российского фонда, а дочь Анастасия в ноябре 2023 года возглавила фонд «Новое поколение Европы», пишут СМИ.

Парады 9 Мая пройдут в 25 городах России

На 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне парады пройдут в семи городах-героях и в 18 городах, где размещены штабы военных округов, флотов и общевойсковых армий, сказал глава Минобороны Сергей Шойгу на селекторном совещании.

Изъятое огнестрельное оружие, подлежащее утилизации, решили передавать на нужды СВО

Рабочая группа по СВО внесла в Госдуму законопроект, предусматривающий возможность передачи на нужны спецоперации на Украине изъятого и конфискованного оружия, сообщил глава группы, секретарь генсовета «Единой России» Андрей Турчак.

Шойгу: ВСУ в апреле теряли до 1 тыс. человек ежесуточно

Украинская армия в апреле теряла до тысячи военнослужащих в сутки, заявил министр обороны России Сергей Шойгу на селекторном совещании с руководящим составом ВС России.

Польские СМИ написали о серьезном просчете командования ВСУ

Командование ВСУ допустило серьезную ошибку, не уделив достаточного внимания строительству линий укрепления, сообщило издание Newsweek Polska.

Ряд военных атташе посетили выставку трофеев на Поклонной горе

Аккредитованные в Москве военные атташе нескольких стран посетили выставку захваченной в ходе спецоперации боевой техники ВСУ с образцами из стран НАТО на Поклонной горе.
Мнения

Игорь Переверзев: Почему в Средней Азии любезно принимали Кэмерона

Эмиссары приезжают и уезжают. Встречают их в Средней Азии гостеприимно. Потому что в местных обычаях встречать гостеприимно даже врагов. Угрожать эмиссарам в действительности есть чем. Но без России региону не обойтись.

Сергей Худиев: Почему Виктор Орбан провозгласил крах либеральной гегемонии

Любой глобальный проект через какое-то время начинает разваливаться. Оно и к лучшему – глобальной диктатуры нам еще не хватало. Мир суверенных наций, о котором говорит Орбан, определенно не будет раем – но он не будет и прогрессивно-либеральной антиутопией, которая даже на ранних стадиях выглядит довольно жутко.

Игорь Перминов: Почему болгар не любят в Евросоюзе

По числу сторонников России Болгария уступает разве что Сербии. При этом властные структуры, захваченные несколькими партиями евроатлантической направленности, регулярно отмечаются злобными выпадами против Российской Федерации.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?