Экономика

15 мая 2006, 16:45

Чиновники решают судьбу авиации

Фото: ИТАР-ТАСС

Чиновники обсуждают проект предпринимателя Бориса Абрамовича – альянс AirUnion. Минэкономразвития готово одобрить создание главного конкурента «Аэрофлота». Но Росимущество не желает лишаться контроля над компанией «КрасЭйр». Если слияние региональных перевозчиков состоится, объединенная компания может позднее войти в состав «Аэрофлота», говорят аналитики.

Минэкономразвития, Минтранс и Росимущество уже несколько лет не могут решить, стоит ли соглашаться на инициативу совладельца компаний «КрасЭйр», «Домодедовские авиалинии», «Самара», «Омскавиа» и «Сибавиатранс» Бориса Абрамовича объединить все компании в одно юридическое лицо под брендом AirUnion. В последнее время переговоры о создании крупнейшего регионального авиаперевозчика активизировались. Минэкономразвития готово дать принципиальное согласие на создание основного конкурента «Аэрофлота».

Конкуренция или контроль?

Герман Греф и Игорь Левитин обратились с предложением о создании AirUnion под эгидой «КрасЭйр» к Владимиру Путину

Доли компаний, близких Борису Абрамовичу, в AirUnion распределены следующим образом: «КрасЭйр» – 40%, ДАЛ – 48,6%, «Омскавиа» – 70%, АК «Самара» 40% и «Сибавиатранс» – 100%. Сейчас эти компании работают по единой маршрутной сети и координируют свою ценовую политику, однако официально превратиться в единое юрлицо они не могут до тех пор, пока добро не даст мажоритарный акционер крупнейшего авиаперевозчика альянса «КрасЭйр» – государство.

Дело в том, что в случае слияния государство потеряет контроль над «КрасЭйр». По подсчетам экспертов, взамен 51% доли в красноярской авиакомпании государство получит 32-42% в ООО «Эйр Юнион», а контроль над альянсом перейдет к совладельцам «КрасЭйр» Борису и Александру Абрамовичам.

Росимущество выступает против размывания госпакета и в апреле этого года предложило передать госпакет компании в уставный капитал «Аэрофлота» вместе с пакетами акций множества других авиакомпаний, в уставном капитале которых сохранилось госучастие. При этом государство увеличило бы контроль над «Аэрофлотом» с 51,17 до 75%.

МЭРТ и Минтранс поддерживают предложение Бориса Абрамовича. В апреле руководители министерств Герман Греф и Игорь Левитин обратились с предложением о создании AirUnion под эгидой «КрасЭйр» к Владимиру Путину и, по неофициальной информации, получили президентское одобрение. На завершившемся 13 мая красноярском экономическом форуме «Развитие востока России» замглавы Минэкономразвития Кирилл Андросов дал понять, что его ведомство не пугает потеря контроля государства над AirUnion, поскольку «это стимулирует развитие конкуренции на рынке авиаперевозок в России». А передача госпакета «КрасЭйр» «Аэрофлоту» укрупнит госкомпанию, однако вряд ли оздоровит рынок.

Глава «Аэрофлота» Валерий Окулов на том же форуме отрекся от приписываемой ему идеи поглощения «КрасЭйр», заметив, что «такого проекта не существует». А Борис Абрамович получил в родном Красноярске еще один бонус. Кирилл Андросов сообщил, что разрабатываемый «КрасЭйр» проект создания на базе красноярского аэропорта «Емельяново» международного хаба (транзитного транспортного узла) может быть профинансирован из инвестиционного фонда, предназначенного для реализации проектов частно-государственного партнерства. Прием заявок на финансирование из фонда на нынешний год МЭРТ завершает 20 мая, общие затраты государства на проекты ЧГП в этом году по плану составят 70 млрд. рублей, в 2007 году 72,9 млрд. рублей, а в 2008 - 73,2 млрд. рублей.

Заместитель гендиректора «КрасЭйр» по маркетингу Андрей Егоров сообщил газете ВЗГЛЯД, что акционеры AirUnion решили подавать заявку не сейчас, а в рабочем порядке в сентябре, после того, как будет завершена подготовка проектно-сметной документации по проекту. Разработка уточненного бизнес-плана и проектно-сметной документации обойдется примерно в 2-4 млн. долларов и будет оплачена частными акционерами альянса самостоятельно. Общая стоимость проекта - примерно 500 млн. долларов, из них около 300 млн. долларов (около 8 млрд. рублей – Ред.) - это предполагаемый объем государственного участия в проекте.

Государственные деньги сейчас очень бы пригодились совладельцам «КрасЭйр». Самостоятельно привлечь средства для реализации крупномасштабного проекта AirUnion им будет сложно. В авиатранспортной отрасли сейчас заметно снизилась рентабельность из-за роста цен на авиационное топливо. Кроме того, из пяти компаний, которые находятся под оперативным управлением AirUnion, работает с прибылью только «КрасЭйр». Остальные участники будущего альянса показали разную степень убыточности.

«AirUnion может прекратить существование…»

AirUnion может прекратить существование

На первый взгляд мечта Бориса Абрамовича о создании второго в России крупного национального перевозчика близка к осуществлению. МЭРТ и профильные ведомства – Минтранс и Росавиация – начинание поддерживают. Андрей Егоров сказал газете ВЗГЛЯД, что ожидает к началу-середине июня получить заключение об объединении компаний от Федеральной антимонопольной службы.

Но Росимущество до сих пор не смирилось с потерей контроля над «КрасЭйр». По неофициальной информации, чиновники предлагали Борису Абрамовичу внести в уставный капитал AirUnion госпакеты «Владивостокавиа» или «Башкирских авиалиний», чтобы контроль над воздушным альянсом сохранился у государства. Частные акционеры с предложением не согласились, мотивировав отказ тем, что «Башкирские авиалинии», например, на данный момент находятся в стадии банкротства.

По всей вероятности, предложение передать в уставный капитал государственной авиакомпании «Аэрофлот» все госпакеты авиакомпаний, включая госдолю и в самой «КрасЭйр», стало ответом раздосадованного Росимущества на отказ Абрамовича уступить контроль в AirUnion.

Кроме того, Росимущество обратилось в Красноярский арбитражный суд с иском об отмене решения собрания акционеров «КрасЭйр» о выпуске ООО «Эйр Юнион» (ранее называлось «Эйр Бридж») облигаций на 1,5 млрд. рублей. Средства предполагалось использовать на ремонт и пополнение парка авиакомпаний альянса. Этот займ был согласован частными акционерами «КрасЭйра» под поручительство компании без учета мнения контрольного акционера.

Чиновники настаивали, чтобы за заемные средства поручилась не авиакомпания, а сам Борис Абрамович. Но в итоге частные акционеры компании вообще не стали принимать во внимание мнение Росимущества, поскольку сочли, что этот орган является «заинтересованным в сделке». Займ был размещен 15 ноября прошлого года.

Рассмотрение иска Росимущества в арбитраже пока не завершено. Предварительное слушание перенесено с 26 апреля на 18 мая. Формально из-за того, что суду требуется изучить дополнительные документы. Не исключено, что судья ждет, чем закончится разбирательство государственных министерств из-за AirUnion. Если Владимир Путин действительно одобрил создание альянса в таком виде, как его предлагают частные акционеры, Росимущество, надо полагать, срочно отзовет иск.

Но аналитик ИК «Финам» Владислав Кочетков считает, что если отзыва иска не произойдет, не исключено, что размещение облигаций будет аннулировано, и AirUnion может прекратить существование. «Если «КрасЭйр» будет объявлена банкротом, это негативно скажется на рынке авиаперевозок в целом», – считает аналитик.

Директор по правовым вопросам консалтинговой группы «Аспект» Александр Молотников говорит, что абсолютно спокойным относительно судьбы AirUnion можно быть только в том случае, если государство сохранит контрольный пакет в объединенной компании. В случае уменьшения роли государства в альянсе можно ожидать «всего чего угодно». «Это большая авиация, и, несмотря на нынешний отраслевой кризис, в этом сегменте крутятся очень большие деньги. Именно поэтому создание AirUnion обсуждается уже 2-3 года, и до сих пор не завершено. Именно поэтому появилась идея создания на базе «Аэрофлота» отраслевого «монстра». При определенном стечении обстоятельств в будущем можно ожидать существования двух крупных авиаперевозчиков – «Аэрофлота» и AirUnion, за которыми бы тянулись остальные компании. Однако не исключаю, что через 2-3 года, после того как будет закончена консолидация компаний AirUnion, укрупненная компания все-таки войдет в состав «Аэрофлота». Будет ли она выкуплена у частных акционеров за хорошие деньги или прейдет под госконтроль каким-то другим способом – пока неясно».

Аналитик «Центринвест Секьюритиз» Михаил Ганелин считает, что наиболее эффективным решением для государства было бы все-таки сохранить AirUnion в качестве отдельного альянса, поскольку «Аэрофлоту» «есть кого покупать», и без «КрасЭйр», и крупнейший российский перевозчик сам не очень горит желанием штурмовать собственность Абрамовичей».

Текст: Наталья Готова

Вам может быть интересно

Путин: Средств перехвата ракет «Орешник» на сегодняшний день в мире нет
Темы дня

Южная Америка и Россия окажутся спасителями Китая

Железная дорога от океана до океана – и сеть морских портов, окутывающая весь мир. Так выглядят грандиозные планы создания Китаем всемирной транспортной инфраструктуры, и часть из них уже реализована. Происходящее имеет значение в том числе для интересов России – особенно в контексте глобального противостояния между Пекином и Вашингтоном.

Мировые СМИ: Путин и «Орешник» не оставили места сомнениям

«Это прямой сигнал и вызов Западу, который поддерживает, финансирует и покровительствует войне на Украине». Так охарактеризовали обращение российского президента Владимира Путина об испытаниях ракеты «Орешник» в иностранной прессе. Между тем граждане западных стран призывают правительства сесть за стол переговоров и извиняются за последние политические решения собственных властей.

В США посоветовали Зеленскому помолиться о спасении в храме ВС России

Бербок назвала Россию частью европейской семьи

Пенсионерам решили дать новый способ подтверждения льгот

Новости

Цискаридзе призвал гостеатры продавать билеты по советским ценам

Билеты в государственные театры должны стать доступнее, как это было в Советском Союзе, когда стоимость самого дорогого билета не превышала трех рублей, заявил народный артист России Николай Цискаридзе.

Украинские диверсанты пытались проникнуть в Запорожскую область как беженцы

Диверсионно-разведывательная группа (ДРГ) с Украины предприняла попытку проникновения в Запорожскую область, маскируясь под беженцев, пишут СМИ.

Путин заявил о разработке в России линейки ракет средней и меньшей дальности

Россия разрабатывает несколько систем ракет средней и меньшей дальности, которые после испытаний планируется запустить в серийное производство, сообщил президент Владимир Путин.

Стоимость нефти Brent превысила 75 долларов за баррель

Фьючерсы на нефть марки Brent достигли отметки 75 долларов за баррель, что произошло впервые с 8 ноября, следует из данных торгов.

Лукашенко назвал условие, при котором отключит интернет в Белоруссии

Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что в случае повторения протестов 2020 года в стране отключат интернет, чтобы предотвратить дестабилизацию и вмешательство из-за рубежа.

Путин поблагодарил создателей системы «Орешник»

Президент России Владимир Путин выразил благодарность создателям системы «Орешник» на состоявшемся в пятницу совещании с руководством Минобороны, представителями ВПК и разработчиками ракетных систем.

Солдаты ВСУ назвали причины крупных потерь под Красным Лиманом в ДНР

Солдаты 155-го батальона ВСУ, дислоцированного в районе Красного Лимана, сообщили о значительных потерях из-за отсутствия огневой поддержки, что привело к почти полному уничтожению подразделения.

Кадыров объяснил домыслы Запада о корейцах в ВС России

Один из командиров спецназа «Ахмат» имеет позывной Хохол, а также там есть кореец по имени Дима, сообщил глава Чечни Рамзан Кадыров.

Медведев заявил о прямом участии НАТО в конфликте на Украине

Зампредседателя Совета безопасности РФ Дмитрий Медведев сообщил, что страны НАТО полностью включились в конфликт на Украине, отметив возможность его эскалации.

Путин: Система «Орешник» – это не модернизация старых, еще советских систем

Ракетный комплекс «Орешник» создан на базе новейших разработок и не является модернизацией советских систем, заявил на состоявшемся в пятницу совещании с руководством Минобороны, представителями ВПК и разработчиками ракетных систем президент России Владимир Путин.

Бжания сообщил о своем отъезде из Абхазии

Бывший президент Абхазии Аслан Бжания, подавший отставку, заявил, что уехал в Москву и планирует провести там несколько дней.

Путин объявил о продолжении испытаний ракет «Орешник» в боевых условиях

Президент России Владимир Путин заявил о продолжении испытаний новейших ракет «Орешник» и возможности их применения в боевых условиях при необходимости.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?